Как проходит казахская свадьба – современные традиции и обычаи


Казахская свадьба отличается изобилием национальных традиций и обрядов. Отношение к созданию семьи очень серьезное не только у самих молодых, но и у их родственников. Пара формируется родителями еще задолго до знакомства и встречи жениха и невесты. Кандидата на роль мужа выбирают тщательно, смотрят на положение его семьи в обществе, наследственность.

То же самое относится и к выбору невесты, она должна соответствовать всем требованиям, которые выставляются родителями жениха. При благополучном одобрении обеих сторон начинается активная подготовка к свадьбе. А уже сам процесс бракосочетания проводится согласно всем правилам уже установившихся с давних лет традиций.

Казахская свадьба: смотрины

В наши дни древняя традиция казахов находить невесту во время смотрин, которые называются «кыз кору», практически забыта, равно как и обычай вступать в брак по воле родителей. Молодые люди сейчас выбирают себе пару самостоятельно, женятся по любви. Однако были времена, когда семьи, имеющие маленьких детей, договаривались поженить их, не спрашивая мнения будущих жениха и невесты. В некоторых случаях подобные договоры заключались еще до рождения наследников, к примеру, если семьи желали породниться.

Вспоминая о том, как проводилась казахская свадьба в прошлом, нельзя не упомянуть и смотрины. Право выбирать невесту во время смотрин («кыз кору») было не у каждого жителя Казахстана, в основном его получали искусные джигиты, сумевшие доказать свое мастерство, а также отпрыски состоятельных или известных родителей. Юноша, желавший вступить в брак, вместе с друзьями отправлялся в аул, где проживали привлекательные девушки, достигшие возраста невест. Как правило, принимали потенциального жениха и его сопровождающих с почетом.

Во время смотрин девушки на выданье соревновались друг с другом в различных видах искусства. Также они оценивали возможных женихов, не стесняясь выражать свое мнение. Нередко устраивались песенные состязания между барышнями и кавалерами – «айтысы». Если между юношей и девушкой пробегала искра, далее наступала очередь сватов, которые направлялись в семью невесты.

Традиции сватовства: историческое достояние и традиционность казахских обрядов

Существует несколько разновидностей казахского сватовства «кыз айттыру». Иногда решение о будущем бракосочетании принимают родители детей, которые еще даже не родились. Такие договорные браки свидетельствуют о давней дружбе семей и их хороших взаимоотношениях. Сватанье до рождения носит название «бел куда». Если дети уже родились и их сватают прям с колыбели, то это традиция «бесик куда». Часто бывает так, что люди, выдавшие замуж свою дочь за сына сватов, женят и своего сына на дочери сватов. Это двойное сватовство принято называть «карсы куда». Когда женятся уже взрослые дети, осознанно выбирая себе пару – сватовство «куда тусу» носит больше формальный, нежели обрядовый характер.

Традиции казахской свадьбы запрещают браки между женщинами и мужчинами, которые представляют один род. Родственные связи в казахской семье учитывают вплоть до седьмого предка. Так же у казахов запрещены неравные браки – жених может быть женщины только на 25 лет, а невеста может быть старше мужчины всего на 8 лет. Если возраст брачующихся выходит за эти рамки – разрешение на брак попросту не выдается.

Договорное «кыз айттыру», в условиях казахского жизненного уклада, это своеобразная гарантия счастливой и образцовой семьи.

Церемониальные смотрины у казахов называются «кыз кору». Этот обычай предусматривает возможность выбора невесты одним мужчиной среди нескольких претенденток. Особенно этот ритуал практикуется в зажиточных и богатых семьях. На специфическом «кастинге» девушек принято встречать почтительно. Те девушки, которые добровольно соглашались на участие, должны были выразить свое согласие и устроить между собой соревнования, состязаясь в различных искусствах. В тоже время, в ходе смотрин девушки тоже имели шанс по достоинству оценить будущих женихов. Если во время встречи молодые люди понимали, что понравились друг другу – мужчина посылал сватов в дом к избраннице. Но не всем разрешалось выбрать себе пару по своему вкусу, такую привилегию имели только дети из влиятельных семейств.

Современное сватовство у казахов уже не столь категорично, все же современность накладывает свой отпечаток. Договорные браки и «базарный» выбор невест уходят в прошлое, уступая место настоящей любви.

Сватовство по казахским обычаям подразумевает обмен подарками в знак уважения одной семьи к другой. Называется такой подарок «шеге шапан». После обоюдного договора и уточнения нюансов бракосочетания, сваты преподносят его будущим родственникам. Со стороны родителей парня – это «каргыбау», который может выражаться во всем, что связано с лошадьми, от уздечки и поводьев, до породистого скакуна. Отец невесты накидывает торжественный шапан на плечи доверенному лицу, представляющему самого жениха. Когда посланец возвращается в дом жениха в новом шапане – встречающие благодарят его и осыпают деньгами и сладостями.

«Куда тусу», незыблемое и обязательное сватовство у казахов. Традиция настолько древняя, что нынешние свадьбы просто не могут быть проведены без предварительных мероприятий. Когда решение о женитьбе принято двумя взрослыми молодыми людьми, то ритуал сватанья происходит немного иначе, чем при договорном браке. Отец жениха и его самые близкие родственники едут в дом к девушке. То, что происходит во время таких посещений – весьма интересно, а действия людей многоступенчаты и ритуально обоснованы. Приезд сватов со стороны юноши называется «куда тусер». Отец невесты приглашает на этот день в гости все свое многочисленное семейство. Сватов принимают с помпой и торжественностью, и после официального согласия на начало церемонии – обмениваются подарками и приветствиями. Самый главный сват «бас куда», а отцы будущих молодоженов «бауыздау куда».

Сватовство

Сватовство – обязательная часть такого события, как казахская свадьба, на казахском языке эта церемония носит название «куда тусу». Роль сватов традиционно возлагается на отца и других близких родственников жениха. Семья невесты предупреждается об их визите заблаговременно, обязана обеспечить щедрое угощение (конечно, если им нравится претендент). Однако за вход в дом девушки сваты вынуждены заплатить, так как женская половина семьи традиционно протягивает перед дверью аркан, который убирается только после того, как гости вручают хозяевам подарки: отрезы дорогой ткани, деньги.

Атмосфера на праздничных обедах царит теплая и дружественная, во время трапезы обсуждаются различные темы, не имеющие прямого отношения к будущему бракосочетанию. Только когда обед близится к завершению, сватам разрешается перейти к цели своего визита. Обсуждаются условия проведения брачной церемонии, устанавливается размер калыма. Право высказаться предоставляется всем старшим членам обоих семейств. Сватовство, которым традиционно предваряется казахская свадьба, не обходится также без обряда обсыпания «шашу». Делегаты жениха обсыпаются конфетами, печеньем, мелкими монетами родственницами невесты, также сватов могут заставить пройти разные испытания, поучаствовать в веселом представлении.

Представители жениха, приехавшие сватать девушку, обязаны иметь при себе «коржун». Это мешок, декорированный яркими лентами, бусами, монетами. Внутри него располагаются подарки: сухофрукты, конфеты, отрезы тканей и так далее. Перед отъездом сватов подарки вручаются и им, самый ценный презент при этом достается отцу жениха.

Отступать некуда — позади «сырға салу»

«Сырға салу» (далее – сырга салу) проводится перед «қыз ұзату» — тоем, предшествующем свадьбе. Во время обряда невесте надевают серьги, после чего она покорно принимает все дальнейшие действия. Совершает сырга салу будущая свекровь. Обряд знаменует собой окончательную договоренность между сторонами.

Сватовство может сопровождаться еще одной необычной традицией — «құйрық-бауыр асату». Родственники невесты готовят будущим сватам лакомство из курдюка, печени говядины или баранины. Важно доесть всё до конца, не прищурившись ни разу.

Перед тем, как прийти на сватовство, родственники жениха должны подготовить «қоржын» (далее – коржын) — сумку из войлока или кожи, наполненную дарами. Сюда можно положить конфеты «Құттықтаймыз», которые ждали своего часа с восьмого марта, советское шампанское или бутылку водки, мясо. В ход может идти и что-нибудь незатейливое вроде изюма, курта, чая. Обязательно следует положить в коржын отрез ткани, который, если повезет, однажды может вернуться отправителю. О бесконечная цикличность бытия!

Показ невесты

Будущая новобрачная выходит к сватам лишь после того, как они перезнакомятся со всеми ее родственниками, договорятся с ними о свадьбе и калыме. Перед выходом невесты представители жениха должны вручить ее семье плату за смотрины, которая на казахском языке называется «коримдик». Только после этого девушку демонстрируют будущим родственникам.

Далее следует обряд, который официально закрепляет за девушкой статус невесты. Сваты надевают на нее серьги, как правило, эта почетная обязанность возлагается на мать жениха. Также сваты должны вручить подарки другим членам семьи, в основном это золотые украшения: колье, броши, кольца.

Самые интересные казахские ритуалы

У казахов существует и немало других интересных обычаев. На мой взгляд, самый любимый ими – подарок гонцу, принесшему благую весть. Когда в дом приходил человек, что сообщал о рождении ребёнка, приглашал на свадьбу или праздник в соседний дом, ему непременно преподносили ценную вещь в качестве подарка.

Традиции казахского гостеприимства открывают нам щедрость и широту души этого народа. Если в гости приходил уважаемый человек, ему дарили лошадь и чапан, что было знаком почтения со стороны хозяев. Эта традиция живёт в Казахстане и сегодня.

В наше время в селениях казахов по-прежнему правят старейшины, к которым приходят за советом или помощью в делах. Именно им принадлежит право произнесения бата, особенной молитвы в благодарность Всевышнему за посланные блага. Также бата неизменно сопутствует казахов в дальней дороге. Отправляясь в путь, люди молятся о том, чтобы он был удачным и лёгким.

Ещё один обычай, который мне понравился у казахского народа, – жылу. Он подразумевает помощь людям, которые пострадали из-за какого-либо бедствия (пожара, наводнения и пр.). После происшествия все соседи стремятся помочь пострадавшим – кто-то деньгами, кто-то приносит вещи и помогает отстроить дом.

Традиции казахов – это огромная часть культуры народа, что формировалась с древнейших времён. Они напоминают пёстрый калейдоскоп, краски которого, как хочется верить, станут со временем ещё ярче.

Калым

Выкуп за невесту – то, без чего в былые времена не могла состояться казахская свадьба. Традиции велят кандидату на руку и сердце девушки преподнести 47 голов скота ее родителям. Сейчас это правило соблюдается редко, достаточно положить в подарочный мешок, который вручают сваты семье невесты, 47 мелких предметов. Количество голов скота, которое требовали за невесту в прошлом, зависело также от благосостояния семей, намеревающихся породниться. За дочь крупного бая нередко платили до 1000, тогда как бедняки довольствовались 5-6 головами в качестве калыма.

Сохранилась в наши дни такая традиция, как материальная помощь, которую оказывают молодоженам родители. Обычай велит родственникам невесты обеспечить ей приданое, включающее ковры, постельные принадлежности, посуду и так далее. Родственники жениха должны выделить молодой семье деньги на приобретение мебели.

Очевидно, что далеко не каждая помолвка заканчивается браком. Если жених уже после визита сватов и уплаты калыма вдруг раздумывает жениться, не имея на то предусмотренных обычаем оснований, на возврат выкупа за невесту ему рассчитывать не приходится. Более того, семья обманутой девушки вправе принудить ветреного юношу к уплате штрафа, размер которого оговаривается отдельно. Иная ситуация складывается, если договор не соблюдается невестой или ее родственниками. В этом случае семья девушки должна не только полностью вернуть уплаченный им выкуп, но и компенсировать нарушение договора путем выплаты штрафа.

Предсвадебная подготовка: приданое, смотрины и калым

Свадебные обряды у казахов предписывают «бас куда» опекать невесту как до, так после свадьбы. Теперь она будет обращаться к нему не иначе как «агаеке», а он, в свою очередь, отныне обязан проявлять постоянную заботу об этой девушке. Уже будучи женой, молодая всегда будет почитать и уважать главного свата. «Куда тусу» — самая высокочтимая, особая и значительная традиция, несущая в своем обряде национальный казахский колорит.

Подготовка к свадьбе у казахов начинается с «бата аяк», окончательного соглашения между двумя делегациями сватов. Получив приглашение, отец молодожена едет в дом девушки и уточняет с ее родителями дату торжества, размер калыма и свадебный подарок «каде жора». В современном обряде существует два типа «бата яак»:

  • Бата кесимиз – точное количество калымного добра и полный объем затрат на свадьбу не подсчитуются. Они будут определены позже, с учетом всех текущих обстоятельств.
  • Бата кесимиди – окончательный договор, по которому принимается решение о точной дате бракосочетания, количеству калыма и затратам не проведение торжества.

В качестве выкупа на казахской свадьбе могут быть предоставлены различные дары: «бак жаксы» — золотые или серебряные слитки, верблюдицы и кобылы с потомством; «орта жаксы» — лучшие представители племенного поголовья; «аяк жаксы» — баран, корова, лошадь и прочий скот.

Свадебный обряд у казахов включает в себя еще один обычай, который касается сватовства. Во время дружеского обеда между семьями молодые женщины селения могу устраивать сватам различные козни, как-то подкидывание на ковре, поднятие вверх тормашками за ногу, обливание водой из колодца, пришивание частей одежды свата к кошме и другие каверзы. По традиции сваты должны откупиться от этих девушек небольшими подношениями, но могу и отказать. Обижаться на проделки нельзя, в противном случае сторона невесты будет обижена. Таким образом сватовство превращается в веселое ролевое мероприятие.

Приданое невесты у казахов не уступает по своему объему и разнообразию наполнения калыму, выплаченному женихом. То есть, материальная ценность калыма и приданного должна быть примерно одинаковой. Это делается для того, чтоб девушка, вошедшая в чужой дом, не чувствовала себя в нем ущемленной или обделенной. А муж и его родственники не могли бы упрекнуть невестку или ее семью в бедности.

После того, как смотрины невесты перед свадьбой окончены, сваты покидают ее дом. Отец невесты дарит им напутственные «кииты», причем самый ценный из них должен предназначаться отцу жениха, в независимости от того, был ли он в числе приезжавших. Со своей стороны, родственники жениха так же одаривают посетивших их сватов со стороны невесты «киитами», но эти подарки имеют меньшую материальную ценность, так как существует еще и необходимость уплаты калыма.

Что бы провести казахскую свадьбу в России необязательно выплачивать «калын мал», но обычай дарить «кииты» нерушим. Да и все остальные традиционные характеристики национального торжества сохранились. Вплоть до приготовления ритуального угощения из курдючного сала и печени – «куйрык бауыр». Именно его совместное поедание свидетельствует о принятии договоренности и налагает на обе стороны особые обязательства. После такого застолья пути назад уже нет, в противном случае – отступивших ждет общественное порицание и выплата неустойки.

Наряд невесты

Во всем мире девушки, вступающие в брак, трепетно относятся к выбору наряда, не являются исключением и невесты, которым предстоит казахская свадьба. Платье невесты согласно традициям должно быть красным, однако в наши дни казашки могут выбрать и белое одеяние. Поверх платья, как правило, обладающего широкими и длинными рукавами, надевается расшитый орнаментом бархатный жилет, цвет его может быть любым.

Головной убор невесты, носящий название «саукеле», — элемент, без которого сложно представить себе такое событие, как казахская свадьба. Фото девушки, облаченной в традиционный головной убор, можно посмотреть выше. Выглядит «саукеле» как произведение искусства, обычай велит украшать его жемчугом и рубинами, изготавливать из дорогих тканей (велюр, бархат). В качестве декоративных элементов используются также бисер, бахрома, серебряные монеты. Верхняя часть головного убора украшается пучком, созданным из перьев филина, края отделываются мехом (лисица, соболь, норка). Богатство «саукеле» позволяет продемонстрировать финансовые возможности семьи.

«Саукеле» выглядит настолько роскошно, что за право полюбоваться на невесту, облаченную в этот головной убор, приглашенные на свадьбу друзья и родственники готовы дарить небольшие подарки.

Подготовка к свадьбе

Как уже отмечалось ранее, казахи начинают готовиться к свадьбе своих детей еще задолго до торжества. После сватовства молодая девушка дарила жениху платок, который был символом невинности невесты.

Наряд жениха

Не только невеста обязана тщательно подготовиться к такому событию, как казахская свадьба. Костюм жениха согласно обычаю должен превосходить, с точки зрения богатства, облачение любого гостя. Мужчина, вступающий в брак, должен выделяться из толпы, в чем ему помогает особый головной убор, верхняя часть которого украшена перьями филина. Также традиции велят жениху явиться на церемонию бракосочетания в сапогах на каблуках, набросив на плечи кафтан красного цвета, носящий название «чапан».

В наши дни казахи уже практически не одеваются так пышно, не делается исключение даже для такого мероприятия, как казахская свадьба. Обычаи современные благосклонно позволяют молодым людям облачиться в белоснежную рубашку и брючный костюм. Желательно, чтобы костюм идеально сидел, поэтому его шьют на заказ, цвет особой роли не играет. Однако многие мужчины все же не забывают о национальном головном уборе, подчеркивающем великолепие церемонии.

Не только о наряде должен побеспокоиться жених, которому предстоит казахская свадьба. Обычаи велят ему привезти с собой «той малы», так называется скот для свадьбы, который будет зарезан для пира. Количество зависит от состоятельности семьи, это может быть несколько баранов, лошадей или коров. Берут с собой и другие подарки, к примеру, дорогие ткани, фрукты, чай. Любопытно, что отношение семьи невесты к зятю зависит от суммы, которую он сможет выделить на подношения. Если родственники девушки останутся недовольными богатством даров, обычаи позволяют им выразить свое недовольство. Как правило, эту функцию берут на себя жены братьев невесты.

Свадебные костюмы женихов и платья казахских невест

Основным цветом свадебной ткани для платья казахской невесты являлся красный. Однако на современное казахское торжество невеста может надеть и подвенечное платье белого цвета.

Основным элементом в образе невесты является саукеле – высокий головной убор, который сделан из дорогих и качественных тканей, украшен драгоценными украшениями, бисером, монетами, а также мехом. Данный головной убор является обязательным по свадебной традиции, которая сложилась у казахов с древних времен.

Костюм жениха должен быть самым богатым и выглядеть нарядней, чем у других джигитов, чтобы из толпы было понятно, кто женится. На плечах у жениха – красный чапан, а головной убор украшен перьями филина. На современной казахской свадьбе жених может быть и в обычном строгом костюме.

Выбор дня свадьбы

Даже при выборе дня проведения свадебной церемонии казахи учитывают сложившиеся много веков назад традиции. Чаще всего праздники проводятся в последние дни летнего сезона. В это время заканчивается религиозный пост, к тому же в изобилии присутствуют фрукты и овощи, поэтому это лучшее время для такого события, как казахская свадьба. Традиции и история показывают, что в брак казахам можно вступать и осенью. Весной и зимой свадьбы играют реже.

Современные женихи и невесты продолжают выбирать для проведения свадебной церемонии период полнолуния. Причиной такого решения являются светлые ночи, идеально подходящие для проведения ночных игр и состязаний, которые уже много лет остаются обязательным элементом праздника.

Далеко не всегда удается угадать с погодой, однако она также играет важную роль при выборе даты свадьбы. Считается, что вступив в брак в безоблачный, солнечный день, муж и жена не будут знать печали, ссориться друг с другом. Тогда как плохая погода расценивается как дурное предзнаменование, на которое, впрочем, многие казахи не обращают внимания.

К чему должна быть готова будущая «келiн»?

Жена остается в доме мужа, и теперь она — полноценный член новообретенной семьи. Гости разъехались, а у невестки появились новые обязанности. Согласно устоявшейся традиции, «келiн» (далее – келин) должна пройти итоговую полосу препятствия — совершить «келін шәй». Испытуемая демонстрирует родне мужа свои навыки: самые искусные келин обладают фотографической памятью, поэтому ни за что не перепутают пиалу, да еще и угадают любое пристрастие участника застолья.

Казахские свадебные традиции неоднородны — каждый регион славится своей оригинальностью, что порождает вариативность норм. Тем не менее, большая часть из перечисленных традиций и обрядов сохранилась до наших дней и практикуется повсеместно.

Проводы невесты

Проводы девушки («кыз узату») – красивая церемония, с которой испокон веков начинается казахская свадьба. Традиции велят семье невесты в этот день и смеяться, и проливать слезы. Радость должен вызывать тот факт, что дочь, выходящая замуж, выросла красавицей и умницей. Источником грусти является необходимость расставания с девушкой, которая отныне будет принадлежать другой семье.

Сваты уводят невесту из дома очень рано, нередко ее уход совпадает по времени с восходом солнца. Традиция возникла не случайно, ведь восход солнца во всем мире ассоциируется с началом новой жизни. Семья не выпустит дочь из дома без традиционной прощальной песни, которая носит название «коштасу жары». Важно и количество сватов, оно должно быть нечетным. Обычно за девушкой приезжают 5-7 сватов, но возможно и большее число людей. Руководит процессией главный сват, именующий себя «бас куда». К этому человеку невеста должна будет относиться с уважением на протяжении всей жизни.

Как проходит сватовство и помолвка

В настоящее время некоторые традиции претерпели изменения или вовсе устарели. К примеру, сейчас молодожены сами принимают решение о том, кто будет их спутником по жизни. Ранее же все было по-другому. Первым этапом было сватовство.

К этому процессу сваты всегда относились с большим уважением и готовились к нему не менее тщательно, нежели к самой церемонии бракосочетания. Сватовство было залогом хорошего отношения между семьями на протяжении долгих лет.

Суть процесса заключается в следующем: молодой человек вместе со своей родней отправлялись в дом девушки, которую рассматривали в качестве будущей жены. Но попасть в дом они могли при условии, что заплатят выкуп.

Дата сватовства оговаривалась заранее, поэтому сваты с обеих сторон имели время на подготовку.

После выкупа жених по обычаю должен был получить тепло от дома невесты. Делалось это следующим образом: самая пожилая женщина в доме должна была поднести свои ладошки к очагу и согреть их, затем приложить руки к лицу молодого гостя.

Таким образом передавался уют этого дома к новому, в котором будут жить супруги. После этого звучали национальные казахские свадебные песни. Пока договор не заключен между сватами, невеста не выходит из своей комнаты.

Ей разрешалось появиться перед гостями только после того, как будет зарезан баран и накрыт праздничный стол. Данный момент самый важный для молодой пары, поскольку они видели друг друга впервые. После того, как парень с девушкой познакомились, праздник имел продолжение, которое всегда сопровождалось песнями. Звучали тосты за молодых, поздравления от родни.

Современные обычаи уже лишены интриги, поскольку молодые знают друг друга до сватовства.

Свадебная церемония

«Неке кияр» — обряд, без которого не может состояться казахская свадьба. Традиции велят для совершения свадебного обряда приглашать муллу. Перед этим человеком помещается чаша, наполненная водой и накрытая тканью. Иногда в воду добавляются сахар и соль, согласно поверьям это приносит молодоженам счастье, защищает их от супружеских измен. Вокруг муллы собираются родственники и друзья, приглашенные на церемонию. Он произносит молитвы, после чего жених и невеста в присутствии свидетелей подтверждают свое согласие на брак.

Законы шариата гласят, что при беременности девушки не может состояться казахская свадьба. Обычаи рекомендуют перенести церемонию, дождавшись появления на свет ребенка. В наши дни это правило уже не так строго соблюдается, особенно если речь идет о первых месяцах беременности, когда ее еще можно скрыть.

Свадьба по казахски (или свадьба по алматински) Часть 1. В наше время, на процесс выбора невесты для сына, родители не имеют прямого влияния, скорее только косвенное. Это когда «вдалбливают» сыну с детства «озинин тенин болсын», чтобы была ровней, т.е. не беднее, но и не богаче; или «анасына карап кызын ал» — прежде посмотри на мать невесты; или «обязательно высший образованиясы болсын» наличие высшего образования это must have. Ну и, конечно же, есть кучу других установок, которые зависят от культуры или комплексов каждого семейства. К примеру, у меня есть родственница, которая как основное требование говорит своему сыну «кредиттери болмасын, а то озимиздики жетеди», что в переводе, чтобы без кредитов была, а то своих кредитов за уши хватает». А еще одна дальняя тетушка говорила «Кызыма срочно хата алу керек, а то без хаты жигиттер карамайды!» — нужно срочно купить дочери свою собственную хату, а то без хаты на нее никто не смотрит!)))

Еще конечно же пытаются «нечаянно» познакомить, при этом делая заранее рекламную компанию не только потенциальной невесте, но и всей ее семье, где «папасы улкен бизнесмен екен», «агасы министр екен», «озинин порш кайени бар екен», «адеми, акылды кыз екен» и т.д. Но, в своем окружении, видела только отрицательную реакцию на такие попытки сводничества, ибо наши женихи свято верят в любовь.)))

И вот, наступает тот самый счастливый момент, когда сын приходит и говорит о своем желании жениться. Первая реакция любой матери это «Ой бааай» и «Кашааан?», а дальше начинается форменный допрос «Кимнин Кызы? Каншада? Алматинка ма? Аке-шешеси ким? Образованиесы бар ма? Жумыс истей ма?» (Сколько ей лет? Кто родители? Есть ли высшее образование? Работает?) и ответы на все эти вопросы должны быть максимально положительными и удовлетворительными.

И так…Махина завертелась…

Часть 2. Знакомство с будущими кудалар (сваты) для обсуждения дальнейшего плана мероприятий.

Согласно новым казахским традициям, родители жениха приглашают родителей невесты на ужин в ресторан. Это должен быть самый крутой ресторан в городе, ибо надо с самого начала показать «кто есть кто». Мамы приходят на первую встречу надев свои самые крупные бриллианты и самые красивые наряды, и всю беседу пытаются максимально показать все главные «козыри» своих детей и своей семьи.

А отцы, во время таких знакомств, восторженны с самого начала, так как появляется еще один свой человек (Куда!!!), с которым можно сходить в Арасан, посмотреть вместе футбол, или перекинуться в преферанс, когда женщины готовят бешбармак, а еще лучше съездить на охоту или рыбалку. Но отец невесты обычно старается делать грустное лицо, согласно предварительному инструктажу своей супруги, и это у него получается только первые полчаса, потому что дальше уже радость просачивается через все «щели» отцовской сущности. К счастью, у нас давно не осуждается, что отец невесты рад и горд выдать свою дочь замуж, — ни для кого не секрет, что нормальные перспективные женихи это наш алматинский дефицит.

Всю встречу, будущие кудалар деликатно обсуждают предстоящий сырга тагу (одеть невесте кольцо и забронировать), кудалык (сватовство), кыз узату (проводы невесты), ну и конечно же свадьбу.

В последнее время, стали практиковать объединенные свадьбы, когда две стороны скидываются и проводят совместное мероприятие, без отдельного мероприятия «проводы невесты». Но чаще всего, отец невесты настаивает на том, что будет отдельная мини-свадьба под названием «кыз узату», при этом произнося «Как это можно обойтись без «Кыз узату? Это чтобы потом говорили, что я не смог достойно свою дочь замуж выдать?!»

Надо отметить, что редко когда «жениха-невесту» подпускают к организации мероприятий. Все что им разрешается, это выбрать себе наряды, кольца, лимузины и свадебный торт. На все остальные попытки молодых «вмешаться» в свадебный переполох, они получают стандартные ответы типа «вот когда будете женить своих детей, вот тогда и делайте что хотите!»

Далее определяется дата каждого мероприятия и «предсвадебная истерия» начинается…

Часть 3.

Мама жениха, с особым трепетом начинает обзванивать всех ближайших родственниц в лице апашек, татешек, женгешек, абысынок и кудаги, чтобы сообщить «сенсационную» новость «Анау биздин бала наконец-то уйленейин деп жатыр!». Надо отметить, что каждая родственница, после стандартного «Кутты болсын!», считает своим долгом дать тыщумиллионов советов о правильной организации каждого предстоящего мероприятия. А так как страна у нас огромная, родственники живут в разных регионах, а в каждом регионе имеются свои детали к каждому обычаю, к моменту окончания последнего разговора, голова у мамы жениха уже распухла и готова взорваться.

А еще эти родственницы любят нагонять страху. Все мы знаем, что коренных алмаатинцев в третьем-четвертом поколении у нас немного, поэтому сразу же выясняются реальные корни будущей невесты. Если узнают, что корни из южного Казахстана, то самое стандартное «ойбай, эти южане, они просят огромный калым за своих дочерей и вечно выставляют какие-то требования» сразу приправляя свое высказывание какой-нибудь «перцовой» историей о «баленшенин баласы, который женился на южанке».

Если узнают, что невеста с северного казахстана, тогда «ойбай, они там все такие обрусевшие, вообще традиций не знают, наверное келин еще без приданного придет».

Если келин из западного Казахстана, то это ваще атас, потому что «наверное адайка или тама, а значит новая келин настоящий боевик и по приезду сразу всех построит в ряд и заставит ходить по струнке». К восточному Казахстану и Алматинской области относятся более терпимо.

После недельных перезвонов, чаепитий, обсуждений, определяется первая «звездная» делегация для отправки на «Сырга тагу».

Часть 4.

Мама жениха, вместе с дочерьми и сестрами делает рейд по всем ювелирным салонам города в поиске достойных сережек для будущей невесты. Не важно какой достаток у семьи, но сережки обязательно должны быть с бриллиантом. Пускай это будет маленькая крошка бриллианта в 0.1 карат, зато во время процедуры «бронирования» невесты, можно сказать при всех родственниках невесты, что серьги с бриллиантом!

Далее покупается большая корзина со всякими дорогими спиртными напитками, шоколадками, чаями и прочими вкусностями, так как не положено приходить с пустыми руками.

А еще, на всякий случай берется с собой небольшая дорожная сумка с подарками.

Состав этой самой остается тайным для всех, потому что передается из рук в руки, от одной кудагихи к другой. Для принимающей стороны, именно серьги для невесты и эта самая загадочная сумка является «индикатором» дальнейших расходов. Если пришли с серьгами с бриллиантом в 1 карат и загадочная сумка полна брендовых подарков, тогда это свадьба уровня «Дома приемов», а значит и «уят болмасын деп» надо делать проводы невесты как минимум в Интерконте. Вот завидев таких родственников, прыгают от счастья все сетевики от цептер и салоны люксовой мебели. А если позволяет время, то надо срочно лететь в эмираты. Дешевле, ну и по пути можно снять какой-нибудь «морской» лав стори.

Часть 5. Сырга тагу (бронирование невесты через середки) И вот, «звездная» делегация из 6-10 человек направляется в дом невесты. Конечно же, родители невесты тоже очень переживали и готовились, предварительно созвав самых близких родственников и накрыв шикарный дастархан. Далее, будущих кудалар сажают «торге» (во главе стола) и первые минуты, сценарий боиынша, нависает напряженная тишина. Родственники невесты делают вид, что типа не понимают зачем пришли эти люди, и типа они еще думают «отдавать или не отдавать» свою дочь.

Но сторона жениха обычно не сомневается в положительном исходе, так как в наше сложное время дефицита женихов, невесты это очень скоропортящийся продукт. Выдержав паузу, старейшина принимающей стороны задает вопрос, типа уважаемые гости, по какому поводу сей визит? После этого вопроса, слово берет старшина, вернее «генерал» со стороны жениха и начинает представлять свою делегацию. В первую очередь, любая речь основного делегата начинается с презентации своего рода и происхождения. Обязательно необходимо рассказать о батырах, которые вышли из этого рода и о священной земле, на которой этот род появился. Далее представляют всех членов делегации соблюдая всю возрастную и родственную иерархию.

Что примечательно, во время рассадки за стол, эта иерархия тоже соблюдается, при этом любой «казахский» ребенок с детства четко знает своем место согласно иерархии и месту событий.

Далее, произносится стандартная, но красивая речь примерно следующего содержания — Вот он биздин бала (жених), с таким-то образованием, с такими-то человеческим качествами, работающий, воспитанный и т.д. И, оказывается, он встретил вашу красивую нежную девочку и сердце его дрогнуло. Вот это основная причина нашего визита. Отдайте пожалуйста в нашу семью вашу девочку. Мы пришли просить у вас ее руки.

Здесь начинает говорить старейшина со стороны невесты. Тоже проводит процедуру знакомства со всеми ближайшими родственниками. Гости со стороны жениха дружно кивают и пытаются сделать вид, что запомнили всех многочисленных будущих кудалар с первого раза.

А потом произносится самая главная фраза « Ну ладно, семья у вас вроде хорошая, молодые вроде друг друга любят, так уж и быть! Мы согласны!» и просит привести и показать невесту.

Кстати, о невесте. Все это время, она «бедненькая» сидит запертая и голодная в дальней комнате, периодически направляю сообщение по вотсапу будущему жениху с вопросами «Когда уже? Сколько можно ждать? Я хочу кушать! Я волнуюсь! Как там все проходит? Как тебе мои родственники? И т.д.»

Приводят будущую келин. Апашка жениха дает «коримдик» апашке невесты, а мама жениха одевает на нее сережки. Помолвка состоялась. Все аплодируют, снимают на фото и видео и уже более раскрепощено продолжают застолье.

Часть 6. Афтерпати — шай. У казахов есть условное правило, что в гостях принято подавать «Еки шай, бир тамак». Т.е. необходимо сделать три смены блюд. Гости вначале садятся за стол, едят холодные закуски и им приносят чай. После, стол освежается и подают бешбармак и сорпу. Затем стол опять освежается, и опять подают чай, но уже с десертами. Самое примечательное, что самые радивые хозяйки, во время первого стола, могут подать еще одно горячее типа куырдака, мант или котлет, но по любому это будет относится к категории «бир шай», ибо «тамак» у казахов это только бешбармак. Но я обычно говорю, что ничего подобного, у казахов есть еще один «бир шай». Это так называемое афтерпати. Любая казахская семья после ухода гостей обязательно дружно говорит «Ал енди озимиз отырып бир шай ишеик», что в переводе «А теперь давайте попьем чаю в своем кругу». Но весь прикол в том, что и гости, придя домой тоже говорят эту же фразу и тоже пьют дома чай.

После «Сырга тагу», родственники жениха обязательно едут всей делегацией домой к родителям жениха, где проходит очередное чаепитие в стиле «Ал енди озимиз отырып бир шай ишеик», во время которого идет бурное обсуждение прошедшего мероприятия и впечатлений от знакомства с будущими кудалар.

В свою очередь, родственники невесты. Проводив гостей также садятся за стол и также проводят бурные обсуждения. А жених и невеста это два стукача, которые потом докладывают друг другу о впечатленияз обеих сторон. Но в связи с тем, что в 99 из 100% будущие кудалар всегда овольны друг другом, все обсуждения заканчиваются стандартным «Жаксы кисилер екен» — Очень хорошие люди!

Я как истинная казашка, из всех видов застолий, обожаю именно афтерпати-шай.

Часть 7. Кудалык. (Сватовство). «Бронь» на невесту поставлена, но две стороны еще не полноценные кудалар (сваты), пока не провели все церемонии согласно традициям.

К церемонии «кудалык» готовятся больше и интенсивнее, чем к самой свадьбе. И все основные дебаты проходят именно вокруг этого события. Необходимо отметить, что кудалык проходит в два этапа. Вначале родственники жениха вновь идут в дом к невесте, но теперь уже с подарками и коржыном. А потом, родственники невесты приходят в дом к жениху, также с подарками и с тосек-орын (приданное).

Самое главное в церемонии кудалык это вовремя получить списки. Что за списки вы спросите? О, это самые сокровенные списки. Это списки делегатов на церемонию «кудалык» от обеих сторон конечно же. Непосвященные подумают, что эти списки необходимы для определения посадочных мест и спиртного. Ничего подобного. Это не просто списки, это целый семейный расклад будущих кудалар. В этом списке имеется статус, регалии, география и еще много опознавательных знаков гостей. И именно с этим списком теперь кудагилар рыщут по бутикам, рынкам, барахолкам. Потому что именно согласно этого списка, готовятся подарки, вернее огромное количество одежды и ювелирки, под кодовым названием «кит».

И так, буквально за один день до церемонии «кудалык», в доме жениха собирается большое количество апашек-ажешек-женгешек-енешек,которые начинают заниматься сортировкой и упаковкой подарков, а также наполнением самой крутой казахской свадебной сумки — Коржын. Коржын должен быть с двумя большими карманами (калта) и выполнен в национальном стиле. Снаружи, на булавках, прикрепляется огромное количество различной бижутерии. Оба кармана наполняются пачками чая, хорошими конфетами, всякими элитными вкусностями, дорогими спиртными напитками. Параллельно готовится еще одна большая сумка, примерно с таким же содержанием, но вкусняшки и спиртное еще лучшего качества. Это сумка готовится специально для мамы невесты и называется «ананын сути», что в прямом переводе звучит как «материнское молоко», и является благодарностью матери невесты за то, что вскормила и вырастила такую дочь. Помимо этой сумки, маме невесты обязательно покупается дорогой подарок. В основном это дорогие ювелирные украшения и меховые изделия. Считаю эту традицию одной из самых правильных. Отцу невесты также покупается дорогой мужской подарок. Особенные подарки выбираются также родным братьям, сестрам невесты. А дальше, все подарки распределяются согласно списка. Это обязательно «жагалы киим» — одежда с воротом для самых уважаемых. К категории «жагалы киим» относятся все ходящие в обороте чапаны, а также пальто, плащи, костюмы. Отдельной стопкой выделяются коробки рубашек и отрезы ткани. На счет отрезов ткани, это целая тайна, потому что никто не знает куда исчезают все эти ткани?! Я ни разу не видела отрезов в обороте. В основном, все едут и закупают огромные рулоны. Раньше, предполагалось, что «пысык» хозяйки шьют себе платья или красивые корпешки. Но сейчас?! Откройте пожалуйста тайну… Где всё это? Куда исчезают рулоны текстильной продукции?

И так, второй состав «звёздной» делегации отправляется в путь. Особенностью это звездной делегации является «хорошая печень и выносливость». Ну вы поняли о чем я.

На этот раз, встречают с распростертыми объятиями, с песнями, плясками, под звуки домбры. Знаете популярную песню любого кудалыка? «Бауырымай, женешай, сагындым саулем…»? Открою вам тайну, на самом деле эта песня посвящена любимой печёнке, которую уговаривают выдержать этот кудалык.

После «биринши шай», женщины уединяются в отдельной комнате. В первую очередь открывают коржын. Определяется главная татешка со стороны невесты, которой доверяют почетную миссию «коржын ашу» и она с важным видом, засучив рукава, приступает к поставленной задаче.

Содержимое одного из калта полностью раздается присутствующим на месте родственницам невесты. Также им раздаются все побрякушки навешанные на коржын. А содержимое второго калта остается не тронутым. Это саркыт для родственников, которые придут позже. Кудалык очень затратен не только для стороны жениха, но и родственники невесты не отпускают с пустыми руками ни одного из пришедших гостей. У мамы невесты тоже на руках есть свой «таинственный список».

Одним словом, вы наверное поняли, что задача кудалык состоит в том, чтобы показать друг другу всю широту своей души, свое «ризашылык», (невозможно качественно перевести это слово), гостеприимность и максимальное желание двустороннего счастья молодым. Кудалар, как правило, становятся самыми близкими родственниками. «Куйеу — жуз жылдык, куда — мынжылдык».

«Век зятя — сто лет, а вот сват на тысячу лет. »

Часть 8. Узату той (проводы невесты) Узату той, это по факту та же свадьба, но без длинной фаты и бет ашара.

Хотя нет, скорее так, — узату той это тусовка для всех родственников невесты, а в особенности для тех, кто не попал в списки приглашенных на основную свадьбу. У казахов родственников много, поэтому на основной свадьбе, для новоиспеченных кудалар предоставляется максимум 30 посадочных мест. Это тоже головная боль, потому что на свадьбу хотят все. Поэтому «узату той» это в основном «уят болмасын и ренжимесин» той для родственников невесты. На этот той, со стороны жениха приходят 10-15 человек, которые с шумом, весело и красиво заберут невесту после тоя. Это очень трогательное и нежное мероприятие. Каждый тост это бата и слова напутствия. На пример, такие слова напутствия как «судай синип, тастай бат» остаются в памяти на всю жизнь. Смысл этого пожелания «пропитайся в эту семью как вода и погрузись (утони) в этой семье как камень», т.е. это пожелание стать полноценной частичкой новой семьи и стать родной.

А потом, чтобы после полуночи невеста не превратилась в тыковку, принято до двенадцати ночи ее забрать. Стелют белую дорожку, аксакалы дают бата, все родственники сценарий бойынша рыдают и жених быстренько забирает невесту.

Вместе с невестой едут две женгешки (снохи), которых отправляют убедиться, что невеста правильно зашла в свой новый дом и правильно ли ее приняли. Женгешки всегда возвращаются пьяные и довольные. Подозреваю, что истинная причина, почему появилась традиция отправлять женгешек с ночевой в дом жениха кроется в другом. Но, к счастью для многих современных невест, это правило уже весьма условное.

Кстати, есть хорошая новая традиция. Именно в день проведения «Узату той», молодые идут в мечеть и проводят обряд «неке кию» и соединяют себя узами брака перед Всевышним.

Считаю эту традицию правильной, ведь «первая брачная ночь» наступает именно в этот день.

Часть 9. Келин шай.

И вот наступает первое утро келин в новой семье. Просыпается она абсолютно не выспавшейся, с огромным гнездом на голове, которое вчера называлось никак иначе как «свадебная укладка». И долго не может отлепить слипшиеся накладные ресницы, тихо матеря своего навязавшего сие красоту визажиста. Мало того, что они с новоиспеченным «от агасы» (глава очага) теснились всю ночь в егоподростковой кровати полуторке, так с утра каждый родственник, пытался зайти к ним комнату, чтобы забрать нечаянно оставленную вчера вещь, которая прям с утра оказалась им срочно нужна. И вот, новоиспеченная келин, тихонечко, буквально тайком выходит из комнаты и выждав очередь из многочисленных родственников, пытающихся чмокнуть ее по пути, добирается до ванны. Проведя весь возможный в «полевых» условиях моцион, она выбирается из ванны и в этот момент, буквально подхватив ее на руки, какие-то татешки заводят ее в гостиную. И что тут видит келин? В комнате уже накрыт огромный дастархан, а за ним сидит огромное количество апашек, которые завидев ее хором говорят «Шырагым, кадамына гул битсин! Келиннин колынан шай ишуге келдик», в вольном переводе «Дорогая, пускай зацветет цветами твой первый шаг в нашу семью! Мы пришли продегустировать чай с твоих рук.». И тут же, невидимая рука накидывает платок на голову невесты, если она случаем забыла его надеть, вторая невидимая рука ставит перед ней всё необходимое для казахской чайной церемонии и экзекуция начинается… «Ай, келин, толтырып куйма, дурытстап куй»- Келин, не надо лить через край, наливай нормально»; «Ай, келин, акшылдау куй, а то менин давлением бар еди» — «Келин, наливай посветлее, а то у меня давление; «Ай келин, сутсиз куй»- Келин, налей без молока»; «Ай келин, анау касыгы бар, — менин кесем, маган по алматински куй»- Келин, вон та пиалушка с ложкой -моя, налей по алматински (т.е. полную пиалушку) говорит апашка посердобольней. Надо помнить, что приставку «Ай» могут применять именно взрослые родственники. Это такая снисходительная форма обращения, можно сказать ласкательная, но не в коей мере не грубая, как «Эй». Нормальная келин, услышав обращение «Ай, келин» тут же должна сделать восторженный вид и всем своим существом показать, что готова выполнить любую прихоть новоиспеченной пожилой родственницы или родственника. Обязанность новой снохи во время келин чай, не только угодить с правильно налитым чаем, но и внимательно слушать и кивать в нужный момент репликам каждой престарелой родственницы. В основном, каждая из них делает свою сэлф презентацию, при этом не забывая подчеркнуть, что именно она является самой приближенной к хозяевам этого дома и приправляя парочкой историй, как она в детстве нянчила ее будущего мужа. Келин всё это время про себя думает, это во сколько же ранним утром они все собрались и ей даже невдомек, что большинство из этих апашек, ночевали с ней под одной крышей. «Конил сиса-барлыгы сияды» говорит народная мудрость. В вольном переводе «Если настроение поместилось, то и люди поместятся». А я обычно с перевожу это поговорку «Если приехало много родственников, то кухня это тоже спальня».

Спустя пару часов, когда выпито более десяти литров чая, а келин основательно подкачала свою правую руку, апашки начинают закруглятся. Здесь начинаются приятные сюрпризы. Апашки начинают ложить денежные купюры под свои пиалушки, а самые щедрые, даже могут снять золотое кольцо с пальца, и все это действо происходит под реплики «Келиннин шайы оте татти екен. Бахытты бол шырагым!» — Чай с рук келин был очень вкусен! Будь счастлива дорогая. На некоторых келин шай присутствуют мужчины, но обычно их не видно среди большего количества харизматичных и опытных в чаепитии представительниц женского пола.

Таким образом, келин шай это своего рода возможность получить дополнительное «бата» (благослрвение) от новоиспеченных родственников, но в отличии от мужчин, женщины дают его только за отработку.

Часть 10. Уйлену той (Свадьба). Хотелось бы добавить пару слов об отце жениха. Есть такая притча. Спросили у уважаемого аксакала, в чем секрет его счастливой супружеской жизни длиной в 40 лет. На что аксакал ответил, что в самом начале, они с женой договорились о том, что все серьезные проблемы решает он, а все мелкие проблемы решает его жена. Так вот, за эти 40 лет совместной жизни, в их семье не возникло ни одной серьезной проблемы.

В любой казахской семье, отец жениха это очень важная персона. От агасы (Глава очага) его называет мудрая жена, а после женитьбы сына, это Бас куда (Главный сват)(!). Поэтому, женская половина старается не беспокоить его своей возней и оберегает от лишних хлопот. Отец семейства подключается обычно к процессу подготовки только трижды. В момент, когда составляется бюджет мероприятия, потом, когда наступает время платить по счетам. И, в самом начале, когда составляются списки приглашенных. На составление списков уходит не менее двух недель. О, какие горячие дебаты проходят вокруг этих списков, но самое удивительное, что при этом, каждый день список всё пополняется и пополняется. В самом начале этого списка, перечень самых близких родственников. У любого казаха есть три категории самых близких родственников — «Оз журты, нагашы журт и кайын журт». Т.е. Это родственники со стороны отца, родственники со стороны матери, и родственники со стороны жены. Далее список пополняется особой кастой родственников — это «Генерал кудалар». К категории «генерал куда» относятся не только родные сваты, но и кудалар многочисленных братьев и сестер родителей жениха, дети которых успели жениться раньше. Вы можете себе представить, какой же список этих самых кудалар получается, если женится младший сын отца, который в свою очередь тоже является младшим сыном в своей семье. Человек пятьдесят кудалар в списке вам гарантированы. А дальше, в глобальном списке друзья, коллеги и еще одна особая категория людей «ответка жасау» или «бизди оздеринин тойларын шакырган». Это никому не понятный список знакомых и дальних родственников, которые в свое время успели пригласить родителей жениха на свадьбу своих детей. «Даже если вы не сходили на ту свадьбу, но ответку сделать вы обязаны» гласит казахская мудрость.

Отец семейства периодически возмущается, выговаривает своей жене, что она опять включила в список кучу незнакомых ему родственников, приговаривая «Басымды катырып жибердиндер»(у меня от вас голова пухнет). А в моменты, когда надо успокоить свою благоверную, глава семейства с восторгом говорит «Тойдын болганынан боладысы кызык» (Подготовка к свадьбе интереснее, чем сама свадьба).

А если, для эксперимента, показать этот список виновнику торжества, то бишь жениху, то можно даже не спорить, что более 30% людей из этого списка, он просто не знает.

Идём дальше. Поиск и бронирование ресторана, это процесс в прямом соотношении зависящий от количества посадочных мест и кармана родителей жениха. Далее, этап покупки наряда и колец молодоженам, заказ видео и фотооператора, лимузины и прочие мелочи, которые обычно не вызывают много хлопот и переживаний.

Следующий важный момент после списков, это Тамада (Асаба) и шоу-программа. Казах без понтов, это безпонтовый казах. Вот здесь уже потирают ручки многочисленные представители шоубизнеса. Тамада тоже делятся на три категории:

1) Бюджетный вариант. Большинство представителей этой категории это агашки с пузиками, со стандартной зашоренной шоу программой одинаковых и пошловастеньких шуток, и бесконечной презентацией самого себя, в надежде набрать как минимум парочку новых заказчиков. Как правило, большинство представителей этого уровня искренне считают, что чем громче они вещают, тем успешнее мероприятие. Бегаюших по залу и шумящих детей они брезгливо называют «шыбындар», «микробтар», покрикивая, чтобы родители быстренько угомонили своих детей, мешающих работе «звезды». Стоимость такого уровня «ведущих» оценивается до 1000$;

2) Средний уровень, стоимостью от 1000-3000$. Более молодая каста тамада с креативным подходом, представительные, подтянутые, еще не избалованные, со своей современной аппаратурой и командой помощников.

3) Звездные тамада стоимостью от 3000$ и выше. Зачастую это резиденты казахстанских квн-овских команд, либо засветившиеся на телевизионных программах ведущие, уверяющие своих заказчиков, что они и есть главный успех любой свадьбы. В этой категории четко работают рыночные условия. Спрос=Предложение. Уровень проведения мероприятия ни чем не отличается от ребят из второй категории, зато есть наценка за местный бренд.

Тамада определен, надо решать с шоу-программой…

Часть 11. Шоу-программа. Тамада, в зависимости от того, к какой категории он относится, начинает предлагать по цене «только для своих» перечень звезд шоу-бизнеса.

Уровни предложений (на возрастание цены), начинаются совсем с юных, только делающих шаги, звезд шоу бизнеса, которых не знает 99% гостей, но услышав, как тамада презентирует юный талант, перечисляя огромное количество конкурсов, которые он выиграл, каждый гость решает про себя, что видимо это он не сведущ в новых тенденциях. Следующая категория это большой перечень активно засветившихся на телевидении звезд казахской эстрады, репертуар которых не меняется уже долгие годы. Резиденты журнала «Жулдыздар отбасы» или категория «Фанера Forever».

Отдельным пулом идет молодое поколение, плеяда звезд -выпускников казахстанских телевизионных реалити шоу, постеры с фотографиями которых висят в комнате наших девочек тинейджеров. Если свадьба у молодых в возрасте до 25 лет, то пригласив эту категорию звезд, вы можете быть уверены в успехе вашего мероприятия, по крайней мере среди друзей молодоженов.

Следующая категория это наши искренне любимые легендарные звезды, именами которых названо не одно поколение наших детей. Роза…Макпал…Нагима…

Не любят фанеру, любят своих зрителей, но не умеют правильно зарабатывать на свадьбах. Почему я считаю, что они не умеют зарабатывать? Да потому, что им не обязательно петь. Им просто надо появиться на свадьбе, включить фонограмму, встать в центре зала и брать по 2000 тг за совместную фотографию с каждым гостем торжества. Присутствие на свадьбе этих народных любимцев и возможность получения совместного фото со звездой это полный успех мероприятия. Это предоставленная возможность быть местной «звездой» вашей любимой татешке из аула, которая с гордо поднятой головой будет демонстрировать фотки своим соседкам и говорить «Керемет той болды. Роза Рымбаева болды. Бир столда отырдык. Мине суйрет». (Крутая свадьба была. Сама Роза Рымбаева была. Сидели за одним столом. Вот фото).

Отдельной категорией идут уже давно наши «свадебные» звезды, являющиеся резидентами российского шоу-бизнеса. Интересно, среди российских звезд еще остался хоть один, который никогда не видел нашу казахскую свадьбу? Если узнаете о таком, сообщите пожалуйста, срочно шакырайык, а то «уят болады».

Об этой категории свадеб, вы можете наблюдать через социальные сети, посредством многочисленных родственников и друзей молодоженов.

Ну все, подготовительную часть к свадьбе практически описала. Осталась сама свадьба…

Продолжение следует…

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Церемония прощания

Вступив в брак, девушка должна торжественно попрощаться с отчим домом, церемония носит название «коштасу». «Коштасу» — важная часть такого события, как казахская свадьба, обычаи и традиции которой до сих пор не забыты жителями Казахстана. Новобрачная должна сказать душевные слова прощания всем без исключения членам семьи: матери, отцу, братьям, сестрам, а также другим родственникам, проживающим в доме.

Также девушка непременно исполняет прощальную песню, с помощью которой она высказывает появившиеся у нее сожаления. Новобрачная должна выразить жалость по поводу того, что появилась на свет не мальчиком, а девочкой, из-за чего ей приходится расстаться с родным домом, тогда как ее братья могут остаться с родителями. Также она обещает вскоре навестить семью, желает родственникам крепкого здоровья и счастья.

Нельзя забывать и о еще одном интересном обычаи, который связан с такой церемонией, как казахская свадьба, особенности которой зачастую удивляют представителей других национальностей. Новобрачной нельзя появляться в доме родителей целый год после свадьбы. Это делается для того, чтобы процесс привыкания девушки к новому дому максимально упростился. Тем не менее это вовсе не означает, что невесте в течение целого года нельзя будет видеться с родителями и другими родственниками. Главное, чтобы встреча происходила не в отчем доме, следовательно, правило не будет считаться нарушенным.

Проведение торжества

Самый главный обряд у казахов – это «неке кияр», на него приглашается мулла. Этот человек читает молитвы и спрашивает у обоих новобрачных о согласии их на бракосочетание. Получив положительные ответы, брак становился действительным.

Еще одним обязательным условием считается прощальная песня в исполнении невесты. Смысл песни состоит в выражении жалости и печаль от того, что девушка расстается с родственниками. Но в то же время она обещает им, что будет часто навещать их, желает им здоровья на долгие годы.

Но стоит учитывать одну важную особенность. Навещать своих родственников теперь уже жена могла только по прошествии одного года, не ранее.

После прощания с отчим домом, праздник продолжался уже в доме жениха. Караван, движущийся к дому молодого парня, останавливается, не доезжая до пункта назначения.

Когда все гости уже были в сборе, девушку выводили из-за ширмы, она в свою очередь делала поклон каждому члену семьи, принимая взамен подарок. В конце праздника свекровь снимала с невесты платок, тем самым посвящая ее в жены.

Обряд бракосочетания проводился на следующий день в мечети, где молодожены пили воду из священной пиалы.

В доме жениха

Что происходит после того, как заканчивается казахская свадьба, как проходит знакомство новобрачной с новым домом? Приезд девушки также обставляется со всей торжественностью, церемония называется «келин тусиру». Согласно традиции весь аул должен принять участие в приветствии невесты. Интересно, что новобрачную не принято подвозить к порогу дома, в котором ей предстоит поселиться с мужем. Ее высаживают довольно далеко от аула, навстречу девушке выходят ее будущие соседки. Они провожают невесту в дом, не позволяя ей открыть лицо.

На этом не заканчиваются традиции, которым подчиняется казахская свадьба, особенности проведения которой могут удивить чужестранцев. Через порог новобрачная должна переступить непременно правой ногой, в противном случае семейная жизнь не заладится с самого начала. В доме ее и провожающих женщин осыпают сладостями, произносят поздравления. Далее следует роскошный пир, на который приглашаются все знакомые. Трапеза сопровождается веселыми конкурсами, состязаниями. Невесту показывают гостям не сразу, некоторое время она проводит в доме за специальной ширмой.

«Үйлену той», или Финишная прямая

На этом этапе все действующие лица могут гордиться проделанной работой, потому как впереди кульминационное событие — «үйлену той», или свадьба. Ключевая традиция — «беташар», представление невесты народу. До беташара лицо невесты закрыто тканью (шымылдық), которую с обеих сторон придерживают снохи (жеңге), обладающие хорошо развитыми плечевыми мышцами.

Во время беташара на домбре играет акын или беташарист. Каждый родственник, имя которого называется, подкидывает ему коримдик, а невеста в ответ кланяется. По окончании акын открывает лицо невесты, что является логическим завершением обряда. Вот теперь начинается череда тостов.

Обряд открывания лица

Торжественный выход невесты – следующий этап такого праздника, как казахская свадьба, традиции и истории которой уходят в глубь веков. Новобрачную, спрятавшую лицо под покрывалом, выводят к гостям в разгаре пира, к этому времени уже успевают собраться все люди, приглашенные на торжество. Церемония открывания лица девушки носит название «беташар», она обязательно сопровождается традиционными песнями. Далее новобрачная официально знакомится с родственниками супруга, почтительно выслушивает их пожелания здоровья и счастья, доброжелательные советы. После этого новоиспеченные муж и жена окончательно превращаются в отдельную ячейку общества.

Были времена, когда невеста не имела права присутствовать на пире, которым неизменно заканчивается казахская свадьба. Обычаи и традиции современные уже не вынуждают новобрачную ждать брачной ночи в отдельной комнате, оставаясь под зорким присмотром матери мужа. Невесты в наши дни в основном веселятся на празднике вместе со всеми.

«Құда түсу»: чем выше образование — тем больше калым

«Құда түсу» (далее – куда тусу) — официальное знакомство двух сторон в доме невесты, в ходе которого начинается обсуждение последующих этапов бракосочетания. Куда тусу — одно из обязательных мероприятий, на котором присутствующие должны условиться о том, где будет проходить свадьба и сколько людей придут поглядеть на торжество материи над духом. На этой встрече сторона жениха одаривает сторону невесты подарками, а принимающие потчуют гостей угощениями. На куда тусу обязательно присутствие «бас құда» (далее – бас куда) — большого брата, зорко наблюдающего за добропорядочностью присутствующих. Бас куда выбирается среди родственников со стороны жениха.

Отдельно стоит отметить, что в некоторых регионах перед куда тусу может зайти речь о калыме. Самые щедрые выплаты — в Шымкенте, Таразе и Кызылорде, а в северных, западных и восточных регионах страны традицию могут и вовсе проигнорировать. Сумма калыма начинается от $1000 и доходит до нескольких миллионов тенге. Приданое невесты в таком случае должно соответствовать сумме калыма. Чем более образованная невеста попалась жениху, тем выше ставка.

Интересные факты

Выше рассказывается о том, как проводится казахская свадьба, фото, сделанные во время праздничных церемоний, также можно увидеть в статье. Однако перечислены еще далеко не все интересные факты, касающиеся подобных мероприятий. К примеру, немногие знают, что когда-то девушки становились невестами в 13-14 лет, а юноши считались созревшими для брака в 14-15. Создание семьи в таком юном возрасте считалось полезным, с точки зрения нравственности, у молодых людей не оставалось времени для совершения непристойных поступков.

Старинный обычай не позволял становиться мужем и женой парню и девушке, которые принадлежали к одному роду. Не удивительно, что многие казаки и в наши дни прекрасно знают свою родословную, знакомы с родственниками до седьмого колена. Также учитывался возраст людей, желающих сыграть свадьбу. Для невесты непозволительно было быть старше жениха более чем на 8 лет. Мужчина же мог быть старше будущей супруги на 25 лет. Сейчас подобные ограничения соблюдаются менее строго, чем в минувшие времена тем не менее еще не забыты окончательно.

Еще один интересный обычай касается тостов, без которых не обходится казахская свадьба. Право на произнесение тостов предоставляется только старшим родственникам, выступления младших на свадебном пиру считается оскорблением.

Таковы самые интересные сведения о таком грандиозном событии, как казахская свадьба. Обычаи, традиции, фото – в статье есть вся информация, касающаяся этого праздничного мероприятия.

Особенности казахской свадьбы, которые меня удивили больше всего

Казалось бы, свадьба и свадьба, но нет. Традиционная казахская свадьба — это нечто, даже кавказцы в какой-то степени отдыхают.
Например, в Казахстане женщина не должна быть старше мужчины больше, чем на 8 лет, здесь принято дарить особенный подарок «плату за молоко матери», когда муж уводит жену со свадьбы домой и невеста, уходя в дом мужа, может забрать из своего прежнего дома все, что пожелает, хоть все вещи подчистую.

Обычаев такое огромное количество, и они настолько отличаются от обычаев многих других народов, что о них можно читать бесконечно. Вот самые впечатлившие меня:

«Бел Куда» или сватанье до рождения детей

Вы еще не родились, а родители уже договорились с будущими сватьями, за кого вы после достижения совершеннолетия будете выходить замуж или на ком жениться.

Такой обычай, когда семьи договариваются о свадьбе своих детей задолго до их взросления, не нов. Но вот чтобы так, еще когда дети даже не родились — о таком я еще не слышал. Видимо, родителям очень важно объединить семьи или достигнуть каких-то других своих целей, раз они так заранее договариваются о свадьбе. И мнение уже подрастающего парня и девушки никого не интересует: родители договорились и точка.

«Бел Куда» пусть и не очень распространенный в наше время вариант сватанья, но он все еще встречается в традиционных казахских семьях.

Балдыз Калын или калым за сестру невесты

Еще один крайне необычный древний обычай, который, к счастью, встречается еще реже в наше время, чем предыдущий.

Заключается он в том, что если невеста, не успев выйти замуж уходит из этого мира или куда-то сбегает, а калым за нее женихом уже выплачен, он может взять в жены сестру той, на ком планировал жениться.

Дело в том, что по казахским обычаям калым платится семье будущей невесты задолго до свадьбы и … его не принято возвращать. Так что сестра невесты больше всех заинтересована, чтобы с сестрой ничего не случилось. Или наоборот.

Наверняка у вас крутится на языке вопрос: «А почему калым нужно отдавать заранее?». Ответ прост: чтобы будущий жених мог навещать будущую невесту до свадьбы на законных основаниях.

Саукеле кигизу или фантастичсекий наряд невесты

Без всякого, это один из самых красивых традиционных нарядов для невесты, которые я видел у разных народов.

Главный его элемент — головной убор саукеле, который является самой дорогой деталью свадебного платья: его шьют из самого дорогого бархата, вышивают бисером и бахромой, вшивают золотые монеты, драгоценные камни, жемчуг и все, что только может и не может позволить себе семья невесты.

Знаете, почему ему столько внимания? Потому что саукеле считается памятью о прошлой беззаботной жизни невесты. Видимо, это намек, что в замужестве ее жизнь значительным образом изменится: появятся дети, заботы по дому, необходимость начинать искать пару своему еще не родившемуся ребенку и т.д.

Свадьба — все или ничего

Свадьба для многих казахов — самое большое и желанное событие в жизни. Это хорошо видно даже из обычаев сватовства, о которых я говорил в самом начале.

Очень часто к свадьбе готовятся не год, и не два: мужчина собирает немалый калым и скот, который приведет перед свадебным пиршеством, родители невесты — шьют свадебный наряд и собирают приданное (которое часто бывает намного значительнее калыма).

Сама свадьба чаще всего не просто многолюдна, а чрезвычайно многолюдна. В давние времена собирались все окрестные и даже далекие аулы, кроме враждующих, в нынешние — слетается вся многочисленная родня, даже в надцатом колене, все друзья, друзья друзей и, такое впечатление, друзья из соцсетей со всего мира — настолько гигантские залы для торжеств встречаются в Казахстане.

«Беташар»

Беташар — это традиционный казахский обряд, который проводится до начала большой свадьбы со стороны жениха, или же после того, как жених приводит невесту домой сразу после узату. Обычно, невесту усаживают за белую ширму, а также с белой шалью, чтобы не было видно ее лица. Затем, когда все приглашенные гости собираются, ее торжественно в красивом платье выводят на обряд беташар. Весь процесс беташара проходит под домбру и специально написанную песню. Кюйши в стихах упоминает имена всех родственников парня, и молодая невеста должна при каждом упоминаний должна делать почетный салем. В это время, услышав свое имя дяди, тети, сестры и братья жениха ложат в корзину деньги.

После завершения обряда, свекровь подходила к невесте и снимала шаль. Шаль положено передавать присутствующим женщинам на торжестве. Они же поровну поделив шаль, обвязывали этой тканью посуду от хранения кумуса или же шубата. Также корзину от денег то же передавали, но только тому, кто собирается скоро жениться или выходить замуж.

«Cырға салу»

Один из важных моментов в жизни каждой невесты, который проводит будущая свекровь, называется «сырга салу». Девушке надевают сережки, после чего можно сказать, что она стала почти как родная дочь для мамы мужа. Сваты дарят родителям невесты подарки в виде лошади, или же барана. Их у казахов называют «өлі-тірісі». Также всем родственникам невесты дарят «киіт» — это также различные презенты в виде дорогих тканей, наборов золота и т.д. Особенно ценные подарки получают мать и отец невесты. За мамино молоко «ана сүтінің ақысы» маме девушки дарят большую сумму денег, или же украшение. Также сторона жениха за будущую невесту выплачивают калым, на казахском — это будет «қалың мал».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]