Свадебные обрядовые песни русского народа с текстами

Фото с сайта: i.svadba-inform.ru

Наверное, нет ничего в мире более сложного и монументального, чем обычаи настоящей русской свадьбы, уходящие корнями глубоко в славянские традиции и обряды. Причем вся церемония, которая тянулась достаточно долго, полностью, от самого начала и до конца, сопровождалась аутентичными песнями, которые как нельзя лучше отражали образ жизни, а также чувства народа. Причем невеста играет ключевую роль в славянском свадебном обряде, а жених довольно скромно топчется в стороне, но давайте все по порядку.

Сегодня многие пары желают обратиться к своим корням и заручиться помощью предков, потому предпочитают проводить торжества максимально приближенными к оригиналу, наполнять каждую секунду смыслом и глубокими чувствами. Русские народные песни на свадьбу, это действительно неисчерпаемый материал для изучения, в них скорбь и тоска, боль и любовь, а также немного иронии по отношению к самим себе. Давайте же разберемся, какие песни и когда уместны на русской свадьбе.

С чего начинается праздник: свадебные обрядовые песни русского народа

Фото с сайта: фольклорный-ансамбль.рф

Как ни крути, а представить себе русскую свадебную церемонию без народных, таких разных, как по характеру, так и по настроению, песен и плясок не просто сложно, но и невозможно. Они бывают грустными и скорбными, трогательными и жалостливыми, а также веселыми и заводными, задорными и даже ироничными. Русские народные песни про свадьбу формировались в народной среде многие тысячелетия, потому в полной мере отражают уклад жизни, и даже, можно сказать, некую народную идеологию.

Важно

В русской традиции свадьбы начинается задолго до того, как жених с невестой вступают под церковный венец. Молодые считаются парой со сватовства, после чего ни одна сторона не может разорвать сговор и отказаться от брака. Понятно, что этот обряд также имел свое песенное сопровождение, которое и отражало его суть – разрыв с прежней жизнью, уход из отчего дома, и вступление в новую жизнь с надеждой на будущее.

Народная русская поэзия, а уж тем более свадебная, чрезвычайно разнообразна по своей тематической направленности, потому стоит разобраться в ней более подробно. Причем можно сделать условное разделение на те свадебные песни русского народа, что стали обрядовыми и на отдельные, что не имеют отношения к обрядам напрямую, однако косвенно, все равно, касающиеся свадьбы, как таковой. Можно сказать, что в древности русская свадьбы состояла из нескольких основных традиций и обрядов, которые можно условно обозначить:

Фото с сайта: slavkreml.ru

  • В первую очередь, еще от древнейших предков, к нам пришла вера в магические обряды, которые помогут молодым защитить себя, а заодно и свое будущее потомство от воздействия злых сил, а порой, даже и заставить их приносить пользу.
  • Юридические и бытовые обряды заключались в венчании и регистрации брака, который ранее проводился в самой церкви, где и велся подобный учет в специальных книгах.
  • Третьим видом традиционного песнопения можно назвать ритуально-игровыми, они были призваны для ублажения эстетических запросов, а попросту, украшали церемонию, делали ее красивой, трогательной, нежной, а к тому же забавной и веселой.

Современные люди уже с трудом вспомнят названия русских народных свадебных песен, если вообще вспомнят, между тем они играли колоссальную роль в этой действительно таинственном и мистическом обряде, что облекал девушку на символическую смерть, для того, чтобы сразу же возродиться для своего избранника.

Муслим Магомаев — «Свадьба» (1971)

Первым, безусловно, является заводная песня про сельскую свадьбу, которая

…пела и плясала, И крылья эту свадьбу вдаль несли. Широкой этой свадьбе было места мало, И неба было мало, и земли!

Сочинил её один из выдающихся советских «хитмейкеров» Арно Бабаджанян специально для своего любимчика — певца Муслима Магомаева, с которым они уже выпустили немало популярных песен, в том числе всенародно любимые твисты «Королева красоты» и «Лучший город Земли». Интересно, что Магомаев не только замечательно исполнил «Свадьбу», но и, как бы сейчас сказали, задал её концепцию.

Арно Бабаджанян: «Как известно, песня состоит из трёх компонентов — композитора, поэта и исполнителя. Но Муслима смело и по праву можно назвать соавтором композитора и поэта. Приведу простой пример с песней „Свадьба“. Она была мною написана для нового спектакля мюзик-холла в сатирическом плане и называлась „Понедельник — день тяжёлый“. Мы с Робертом Рождественским показали её Муслиму. Услышав её, он сказал, что эта песня должна быть решена в ином ключе, она должна быть звонкой и лихой, в общем, праздничной. Мысль Муслима нам понравилась, мы её переделали, сделали такой, какой её знают сегодня. Муслим — это певец, который своим мастерством превращает песни в праздник».

Контрастов добавляли и стихи Роберта Рождественского. Песня исполнялась от лица постороннего наблюдателя — одинокого мужчины, который случайно встречает свадебную процессию и жалеет, что сам до сих пор не женат. В общем, всё, как у нас положено — грусть и веселье в одном флаконе!

Разумеется, в тексте не было упоминаний о злоупотреблении спиртными напитками и пьяных драках. Да и зачем это нужно? Желающие увидеть неприглядную изнанку подобных мероприятий могли послушать сатирическую песню Владимира Высоцкого «Смотрины»:

…Потом у них была уха И заливные потроха, Потом поймали жениха И долго били, Потом пошли плясать в избе, Потом дрались не по злобе — И все хорошее в себе Доистребили…

Первое публичное исполнение «Свадьбы» Магомаевым состоялось на телеконкурсе «Песня года-71», и жюри присудило ей приз «за лучшую песню».

Единственное, о чём жалел Магомаев, так это о том, что Бабаджанян слишком частил с песнями, порой не давая им толком раскрутиться.

Муслим Магомаев: «Недостатки — это продолжение наших достоинств. Темперамент Арно, его спешка в самовыражении граничили с тем, что можно назвать сочинительской жадностью. И при этом он словно обкрадывал себя, опережая события. Поэтому он „утопил“ немало хороших своих песен: едва родившись, они оставались за бортом популярности. … Даже „Чёртову колесу“ Арно не дал раскрутиться в полную меру: не дождался, когда она достигнет пика своей популярности, и тут же „выдал“ „Свадьбу“. Нетерпеливый талант Бабаджаняна как бы сам себе наступал на пятки. Мелодии „поджимали“ его, рождаясь одна за другой. Арно смотрел на меня из-под кустистых бровей „домиком“ и с наивностью гения-подростка объяснял: — Понимаешь, старик, я взял и написал другую мелодию. И она — лучше! Ведь лучше?.. Всякий раз он считал, что именно она-то и есть его бессмертная мелодия. А старую тему, которая и молодой-то не успевала побыть, он оставлял без присмотра».

Поговаривают, что сам Магомаев не слишком любил «Свадьбу», но неизменно исполнял её на бис по настойчивым просьбам из зала.

Песню исполняли и другие советские певцы — вроде Иосифа Кобзона и Льва Лещенко. Последний даже исполнил её вместе с Магомаевым на своём дне рождения.

Из более современных исполнений «Свадьбы» можно вспомнить версию Валерия Меладзе (в «Старых песнях о главном») и совсем уж неожиданный кавер от рок-группы КУКРЫНИКСЫ.

Сватовство – пора сговора и получения разрешения на брак: русские народные песни на свадьбу, текст

Фото с сайта: scenki-monologi.at.ua

Так как вся свадьба начиналась всегда со сватовства, то и нам следует начать изучение свадебного фольклора именно с этого момента, хотя после сватанья до самой свадьбы порой проходило не один-два дня, а два, три, а то и четыре месяца. Изначально, в доме невесты должны были ждать сватов каждый день, как только девушка «вступала в возраст», так как заранее договариваться об этом было не принято. Тем не менее, в доме всегда должно был быть чисто, а на столе не пусто, так как гости могут нагрянуть когда угодно, и их нужно было накормить-напоить.

Чаще всего сватанье длилось несколько дней, а суть его, как уже и говорилось, в том, чтобы провести сговор, то есть, договориться о свадьбе. Причем девушку чаще всего никто и не спрашивал, желает ли она замуж за того или иного претендента. Потому в обрядовых песнях очень часто обыгрывалась несчастная женская доля, когда забирают девицу из отчего дома и отправляют жить к чужим людям. Кроме того, свадьба для невесты была символом того, что она умирала для своей девичьей жизни и возрождалась снова в доме мужа.

Фото с сайта: ytimg.com

Потому многие обрядовые песни даже называли причетами, сродни похоронным. Русские народные свадебные песни, тексты которых разнообразны, все направлены на то, чтобы обмануть судьбу, ведь девушка-невеста должна была, как бы, умереть для рода отца, вступая в новую жизнь в новой семье, семье своего суженого.

Сватовство завершалось сговором, тогда назначался и день свадьбы, потому оставалось только основательно подготовиться. Однако еще до того, как свадебный поезд с женихом въезжал в ворота невестиного дома, она должна была основательно потрудиться, пройти обряд очищения в бане и провести девичник.

Для жениха в это же время, а порой и в день свадьбы с раннего утра, проводился молодечник, на современный манер его можно назвать мальчишником, когда парень также готовился к обряду. Сам свадебный жанр русской народной песни подразумевает некую театральность действа, ведь нужно было обмануть судьбу, отрывая невесту от отчего дома и вводя ее в род жениха, что зачастую и становилось основной нитью всех церемоний и песнопений. Все предсвадебные причеты заунывные и грустные, наполнены тревогой и переживаниями, но также и надеждой, что и с мужем она не пропадет.

Народная песня в свадебном обряде

Р

усский свадебный обряд является одним из важнейших семейных обрядов. Он включает в себя множество этапов: сватовство, смотрины, рукобитие, вытие, проведение девичника, проезд свадебного поезда, выкуп невесты, свадебный обряд в узком смысле, гуляние, послесвадебные обряды. Большинство этих этапов обязательно сопровождается обрядовыми песнями, причитаниями, обрядовыми играми. Свадебный обряд — отнюдь не произвольный набор песен и обрядовых действий, а стройная ритуальная система, сложившаяся ещё в 13 — 14 веках.

Свадебные песни

— песни, исполняемые в разные моменты традиционного свадебного празднества. Старинные русские свадебные песни разнообразны. Перед свадьбой девушка собирает у себя подруг на девичник. На самой свадьбе вначале девушка прощается с родными, затем одаривает новых родственников подарками, которые она приготовила своими руками: вышитыми полотенцами, вязаньем.

Древнейшей частью складывавшегося постепенно свадебного обряда был плач невесты, оплакивавшей разлуку с привольной жизнью в родном доме, с девичеством. Свадебные плачи особенно разнообразны.

Свадебные песни, причитания невесты и подружек

Исполняет Фольклорный ансамбль СПбГК. Руководитель: Галина Лобкова

Жениху, невесте, свату, дружке и гостям поются величальные песни. На свадьбе исполняются не только печальные песни о расставании девушки со своей семьёй, но и много веселых, шуточных песен.

Свадебная-величальная. Русская народная песня в обработке Сергея Прокофьева.

Поёт Раиса Бобринева.

В древности основная функция свадебного фольклора была утилитарно-магической: устные произведения способствовали счастливой судьбе, благополучию. Но постепенно они начали играть иную роль: церемониальную и эстетическую.

Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами.

  • Заговор от псориаза: все секреты исцеления лежат на поверхности

На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда — расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях расплетание косы сопровождается «прощаньем с красной красотой». «Красная красота» — лента или ленты, вплетённые в косу девушки.

Расплетите, подруженьки, Вы мою девью красоту, Вы мою красовитую В достальные, последние. Не бывать-то мне молоде, Не бывать-то мне, зелене, Со подружкам-голубушкам на весёлых гуляньицах

.

Фото с сайта: i.svadba-inform.ru

Наверное, нет ничего в мире более сложного и монументального, чем обычаи настоящей русской свадьбы, уходящие корнями глубоко в славянские традиции и обряды. Причем вся церемония, которая тянулась достаточно долго, полностью, от самого начала и до конца, сопровождалась аутентичными песнями, которые как нельзя лучше отражали образ жизни, а также чувства народа. Причем невеста играет ключевую роль в славянском свадебном обряде, а жених довольно скромно топчется в стороне, но давайте все по порядку.

Сегодня многие пары желают обратиться к своим корням и заручиться помощью предков, потому предпочитают проводить торжества максимально приближенными к оригиналу, наполнять каждую секунду смыслом и глубокими чувствами. Русские народные песни на свадьбу, это действительно неисчерпаемый материал для изучения, в них скорбь и тоска, боль и любовь, а также немного иронии по отношению к самим себе. Давайте же разберемся, какие песни и когда уместны на русской свадьбе.

С чего начинается праздник: свадебные обрядовые песни русского народа

Фото с сайта: фольклорный-ансамбль.рф

Как ни крути, а представить себе русскую свадебную церемонию без народных, таких разных, как по характеру, так и по настроению, песен и плясок не просто сложно, но и невозможно. Они бывают грустными и скорбными, трогательными и жалостливыми, а также веселыми и заводными, задорными и даже ироничными. Русские народные песни про свадьбу формировались в народной среде многие тысячелетия, потому в полной мере отражают уклад жизни, и даже, можно сказать, некую народную идеологию.

  • Архив Вестника ЗОЖ — Газета Вестник ЗОЖ. Народная медицина. Народные рецепты

В русской традиции свадьбы начинается задолго до того, как жених с невестой вступают под церковный венец. Молодые считаются парой со сватовства, после чего ни одна сторона не может разорвать сговор и отказаться от брака. Понятно, что этот обряд также имел свое песенное сопровождение, которое и отражало его суть – разрыв с прежней жизнью, уход из отчего дома, и вступление в новую жизнь с надеждой на будущее.

Народная русская поэзия, а уж тем более свадебная, чрезвычайно разнообразна по своей тематической направленности, потому стоит разобраться в ней более подробно. Причем можно сделать условное разделение на те свадебные песни русского народа, что стали обрядовыми и на отдельные, что не имеют отношения к обрядам напрямую, однако косвенно, все равно, касающиеся свадьбы, как таковой. Можно сказать, что в древности русская свадьбы состояла из нескольких основных традиций и обрядов, которые можно условно обозначить:

Фото с сайта: slavkreml.ru

  • В первую очередь, еще от древнейших предков, к нам пришла вера в магические обряды, которые помогут молодым защитить себя, а заодно и свое будущее потомство от воздействия злых сил, а порой, даже и заставить их приносить пользу.
  • Юридические и бытовые обряды заключались в венчании и регистрации брака, который ранее проводился в самой церкви, где и велся подобный учет в специальных книгах.
  • Третьим видом традиционного песнопения можно назвать ритуально-игровыми, они были призваны для ублажения эстетических запросов, а попросту, украшали церемонию, делали ее красивой, трогательной, нежной, а к тому же забавной и веселой.

Современные люди уже с трудом вспомнят названия русских народных свадебных песен, если вообще вспомнят, между тем они играли колоссальную роль в этой действительно таинственном и мистическом обряде, что облекал девушку на символическую смерть, для того, чтобы сразу же возродиться для своего избранника.

Сватовство – пора сговора и получения разрешения на брак: русские народные песни на свадьбу, текст

Фото с сайта: scenki-monologi.at.ua

Так как вся свадьба начиналась всегда со сватовства, то и нам следует начать изучение свадебного фольклора именно с этого момента, хотя после сватанья до самой свадьбы порой проходило не один-два дня, а два, три, а то и четыре месяца. Изначально, в доме невесты должны были ждать сватов каждый день, как только девушка «вступала в возраст», так как заранее договариваться об этом было не принято. Тем не менее, в доме всегда должно был быть чисто, а на столе не пусто, так как гости могут нагрянуть когда угодно, и их нужно было накормить-напоить.

Чаще всего сватанье длилось несколько дней, а суть его, как уже и говорилось, в том, чтобы провести сговор, то есть, договориться о свадьбе. Причем девушку чаще всего никто и не спрашивал, желает ли она замуж за того или иного претендента. Потому в обрядовых песнях очень часто обыгрывалась несчастная женская доля, когда забирают девицу из отчего дома и отправляют жить к чужим людям. Кроме того, свадьба для невесты была символом того, что она умирала для своей девичьей жизни и возрождалась снова в доме мужа.

Фото с сайта: ytimg.com

Потому многие обрядовые песни даже называли причетами, сродни похоронным. Русские народные свадебные песни, тексты которых разнообразны, все направлены на то, чтобы обмануть судьбу, ведь девушка-невеста должна была, как бы, умереть для рода отца, вступая в новую жизнь в новой семье, семье своего суженого.

  • Народная медицина: свекольный сок от насморка для детей и взрослых

Сватовство завершалось сговором, тогда назначался и день свадьбы, потому оставалось только основательно подготовиться. Однако еще до того, как свадебный поезд с женихом въезжал в ворота невестиного дома, она должна была основательно потрудиться, пройти обряд очищения в бане и провести девичник.

Для жениха в это же время, а порой и в день свадьбы с раннего утра, проводился молодечник, на современный манер его можно назвать мальчишником, когда парень также готовился к обряду. Сам свадебный жанр русской народной песни подразумевает некую театральность действа, ведь нужно было обмануть судьбу, отрывая невесту от отчего дома и вводя ее в род жениха, что зачастую и становилось основной нитью всех церемоний и песнопений. Все предсвадебные причеты заунывные и грустные, наполнены тревогой и переживаниями, но также и надеждой, что и с мужем она не пропадет.

Свадебный поезд и княжий стол: лучшие русские народные свадебные песни для застолья

Фото с сайта: svadbavrusskomstile.ru

После окончательной подготовки, жених и его дружки, во главе с главным, садились в свадебный поезд, который должен был состоять из нескольких повозок и отправлялись в доме невесты, откуда ее и нужно было доставить к церкви. Жених тут снова отодвигался на второй план, а главная роль принадлежала дружке, который и должен быть провести молодого беспрепятственно до пункта назначения. Сегодня все значительно упростилось, однако препятствия все же могут возникнуть, как и в старину, только решают свои проблемы сегодня женихи преимущественно сами.

В доме девушки всю процессию встречала тишина и покой, а главное, никаких признаков свадебных приготовлений. Не помешает обратить внимание на текст свадебных песни русского народа, которые полагалось петь в этот момент. Когда жених настоятельно стучал в ворота появлялись подружки невесты, во главе с ее сестрицами и братьями. После того, как выкуп за невесту всех удовлетворял, а он сам проходил все испытания, причем их могло быть вовсе немало, девушку, наконец-то выводили к жениху под красивые обрядовые напевы, символизирующие, насколько сильно парень любит девушку, что готов оставить все, радии нее.

Но отправляться в церковь невеста должна была сама, то есть в отдельной повозке. Первым ехал дружка верхом, вслед за ним жених, и только потом невеста. Ни в коем разе в церковь не должны были идти родители молодого, это считалось дурной приметой, они должны были готовить празднество, угощение, а также семейное ложе для молодоженов.

Свадебные обрядовые песни русского народа, текст

Фото с сайта: videooperatornasvadby.ru

В церкви имеется свой собственный обряд, традиционный и устоявшийся, который сегодня снова становится актуальным, так как очень много людей действительно повышает духовность, возвращаясь к корням. Однако в русской народной традиции очень много сохранилось и от язычества, которое на протяжении многих веков, вплоть до введения христианства было главенствующим. Люди верили в многих богов и духов природы, потому до сей поры стараются отдать им должное, хотя бы в обрядовых свадебных русских народных песнях.

Новый этап свадьбы начинается, когда свадебный поезд, в котором невеста уже едет в одной повозке с женихом, въезжает во двор его дома. Традиционно, именно девушка отправлялась жить к мужу, становясь неотъемлемым членом его семейства и рода, полностью покидая отчий дом навсегда. В доме жениха накрывались столы, а молодым выделялось место во главе стола, причем на протяжении всего торжества их теперь называли князем и княгиней, а стол, за которым они сидели, соответственно, большим княжим.

Всех по очереди, за свадебным столом начинали величать, то есть расхваливать, что-то при этом требуя взамен. Обязательным и почетным гостем на русской свадьбе всегда являлся священник, к которому также обращались, задевая его, он же должен был парировать смело и умело. Песен на свадьбе звучало немало, причем они были в основном развлекательного и шуточного характера. На свадьбах традиционно устраивались самые разнообразные игрища, ставились качели, а посреди двора могли вкопать столб, на который вешали разнообразные призы, за которыми молодые парни решительно взбирались на самый верх.

Фото с сайта: slav-museum.ru

Под конец торжества молодым пели последние прощальные песни, а потом отправляли отдыхать, после длинного и трудного дня. Причем это вовсе не значит, что праздник на этом прекращался. На утро должен был быть организован и малый княжий стол, куда приглашались все гости, что были на основном торжестве. Нужно сказать, что список свадебных русских народных песен, которые можно использовать на подобном празднике просто колоссален, и не хватит жизни, чтобы все их изучить досконально, даже наполовину.

Если уж настолько сильна тяга к корням, стоит обязательно выбрать для собственной свадьбы именно народный вариант, ведь он подразумевает невероятно красивое действо, наполненное легкой грустью и тоской по отчему дому, а также светлой надеждой на счастье рядом с любимой. Многие молодожены выбирают именно русский народный свадебный церемониал, даже если платье и костюм остается пышным и красивым, на западный манер. Не помешает также разобраться, как же правильно оформить дом или же зал ресторана, где будут проходить торжества. Такой выбор точно не принесет разочарования, потому что народ придумал миллионы способов повеселиться хорошенько, так почему бы ими не воспользоваться и не связать свои жизни с миллионами судеб далеких и близких предков, дающих силу, выдержку, задорный характер и веру в будущее.

Свадебный поезд и княжий стол: лучшие русские народные свадебные песни для застолья

Фото с сайта: svadbavrusskomstile.ru

После окончательной подготовки, жених и его дружки, во главе с главным, садились в свадебный поезд, который должен был состоять из нескольких повозок и отправлялись в доме невесты, откуда ее и нужно было доставить к церкви. Жених тут снова отодвигался на второй план, а главная роль принадлежала дружке, который и должен быть провести молодого беспрепятственно до пункта назначения. Сегодня все значительно упростилось, однако препятствия все же могут возникнуть, как и в старину, только решают свои проблемы сегодня женихи преимущественно сами.

В доме девушки всю процессию встречала тишина и покой, а главное, никаких признаков свадебных приготовлений. Не помешает обратить внимание на текст свадебных песни русского народа, которые полагалось петь в этот момент. Когда жених настоятельно стучал в ворота появлялись подружки невесты, во главе с ее сестрицами и братьями. После того, как выкуп за невесту всех удовлетворял, а он сам проходил все испытания, причем их могло быть вовсе немало, девушку, наконец-то выводили к жениху под красивые обрядовые напевы, символизирующие, насколько сильно парень любит девушку, что готов оставить все, радии нее.

Но отправляться в церковь невеста должна была сама, то есть в отдельной повозке. Первым ехал дружка верхом, вслед за ним жених, и только потом невеста. Ни в коем разе в церковь не должны были идти родители молодого, это считалось дурной приметой, они должны были готовить празднество, угощение, а также семейное ложе для молодоженов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]