Деньги на крови: за что можно пожалеть цыганскую невесту


Цыганские танцы на свадьбах уже давно стали неотъемлемым элементом. Веселый ансамбль озарит окружающих положительной энергией, создаст захватывающую обстановку, заставят “заядлых сиделок за столом”, пуститься с ними в пляс. Выбирая такой шумное развлечение, прежде нужно решить, в какой части праздничного вечера оно, должно быть. Не стоит его делать кульминацией торжества. Во – первых для этого праздника рассчитано совсем иное окончание, во – вторых гости и сами супруги будут уставшие и вряд ли смогут отбивать дроби вместе с танцорами. Актуальным вариантом стан середина празднества. Дары подарены, гости уже слегка на веселе, требуют размаха и веселых танцев. Вот здесь неожиданно для всех появится ярчайший и заводной ансамбль. Как правило, цыганское шоу это не только танцы, также и песни о счастливой и трогательной любви новобрачных. В качестве развлекательного шоу, цыганочка погадает на руке, конечно, все ее предсказания должны быть в шуточной и форме.

Классический сценарий выступления включает в себя:

– перепляс или чечетка;

– широкий хоровод;

– исполнение романсов, как в мужском, так и женском исполнении;

Выбор редакции: Примерный сценарий и слова встречи молодых с караваем на свадьбе

– необычные конкурсы для гостей и молодых.

Многие ведущие, имеющие в своем арсенале разные костюмы, предлагают гостям танцевальные конкурсы. Большой интерес у людей любого возраста имеет цыганочка. Девушки примеряют на себя пышную юбку, надевают блузки с объемными рукавами. Главное – яркий наряд. Мужчинам позволено в своих брюках или же они примеряют специальные, в которых отплясывают цыгане. Ярко – красная жилетка или другого цвета и конечно – бубен.

Не обязательно знать азы танца и стараться подражать им, важно иметь хорошее настроение и отплясывать от души.

На видео представлен интересный конкурс, где приглашенные должны поучаствовать в виде танцующего цыганского табора.

Сватовство

В обществе приветствуются ранние браки, что продиктовано опасением о соблюдении правил целомудрия. К тому же, старшее поколение категорически не одобряет свидания и любого рода уединение пары. Такие «выпады», правда, случаются, но они в большинстве своем завершаются свадьбой на скорую руку. В большинстве случаев знакомства случаются на многолюдных бракосочетаниях, праздновании Дней рождения родных и при приеме гостей издалека, в котором участвуют все члены семьи.

Однако на самом деле узнают о подрастающей невесте задолго до встречи — «сарафанное радио» тому в помощь. Тесное общение и взаимное участие в жизни каждой семьи создали идеальную платформу для молниеносного распространения новостей. К хорошим кандидатам присматриваются лично, но заранее оценивают финансовое состояние, почет и уважение к роду, перспективы.

В одних кланах родители могут посоветовать того или иного человека, но не принуждают к выбору. Скорее наоборот — как только сын намекает на интерес к молодой особе, к ее дому засылают сватов. В других желание детей не учитывается совсем, так как о свадьбе договариваются тогда, когда те еще в младенческом возрасте. А само торжество проводят незадолго после этого, иногда ребята не достигают даже подросткового периода.

Во время сватовства отец невесты оговаривает сумму выкупа, назначаются временные сроки и затраты. При этом в помещении присутствует только мужская половина обоих семейств. Для женщин это полное табу, любые советы принимаются заранее. Обычай обязывает наличие двух атрибутов, которые отличают обычное заседание двух приятелей от официальной церемонии:

  1. Обвешанные денежными купюрами и монетами ветви или бутылки с игристым;
  2. Каравай, который бережно пекут близкие родственницы будущей невесты. Его приносят на красном рушнике, в знак праздника.

Как только глава семьи девушки позволит поставить их на свой стол рядом с угощениями, сваты и жених понимают, что им дали потенциальное согласие.

Вернуться к оглавлению

Где в Минске чаще всего живут ромы – в квартирах или частных домах?

– Есть же такие определенные цыганские поселки, как в народе говорят, – Колодищи, Северный поселок. Но постепенно ромы рассеиваются, получают квартиры, переезжают жить в другие городки, где недвижимость стоит дешевле.

Но вообще ромы любят жить в своем доме: пусть он будет маленький, неудобный, но они скорее выберут его, чем квартиру со всеми удобствами. Это связано, думаю, с многовековой историей: раньше цыгане жили в кибитках, были близки к земле: свой огородик, своя территория, хозяйство. А в квартире тесно, да и за стенкой шумят соседи.

Цвет торжества

Если у молодоженов по всему миру накануне свадьбы всегда возникает множество вопросов по поводу выбора колористики, стиля и дизайна украшений помещения, в котором будут приняты гости, здесь все давно предрешено. Конечно, во многом убранства могут отличаться от классических и цыганская невеста будет сегодня обязательно в белом, но вот традиционный цвет остался неизменным — это красный.

Он будет в элементах костюма жениха, его свиты и всех мужчин на празднике, а дом непременно стоит украсить алыми лентами. Если немцы ценят педантичность, англичане пунктуальность, то для цыган на первом месте страсть, огонь, любовь. Именно такие качества и символизирует этот насыщенный оттенок.

Итог

Множество движений и па из цыганских танцев знакомы нам с самого детства. Даже если нет желания делать полностью тематическую свадьбу под цыган, то всегда можно разбавить торжество несколькими колоритными цыганскими танцами.

Их могут исполнить как профессиональные танцоры, так приглашенные гости или вовсе молодые супруги. В первом случае удастся насладиться красивым номером и ощутить волну беззаботности, легкости и игривого настроения. Если же приняться исполнять танец самостоятельно, тогда можно почувствовать себя в роли представителя кочевого народа, расслабиться и отдохнуть душой.

https://www.instagram.com/p/ByydgHfou69/

Выбор дня и месяца торжества

Дата оговаривается уже во время сватовства, чтобы обе семьи успели подготовиться. Преимущественно предпочтение отдается теплому времени года. Исторически это обусловлено традицией принимать пищу сидя на коврах. Праздничные столы в таком случае немного возвышались над землей, чтобы угощаться было комфортно. Манера проведения конечно же изменилась, но именно летом заключается большее количество браков среди ромов. Само торжество проходит в три этапа, поэтому занимает минимум три дня.

Первый день — Девичник. Мужчины и женщины все без исключения едят за отдельными столами. В веселье и танцах наступает момент, когда сваты демонстративно показывают свое согласие на брак и этот момент считается началом празднования создания новой семьи. Папа невесты подводит ее к центру зала для танца с женихом, а затем к ним присоединяются и другие гости. Это кульминация торжества, так как впереди самое главное событие, к которому следует подготовиться.

Второй день — Церемония. Здесь все очень схоже с привычными свадебными хлопотами: сестры, мама и подруги невесты помогают ей, надевают пышное платье, фату здесь иногда заменяет диадема или корона. Платье чаще новое или переданное сестрой, так как брать на прокат считается дурным тоном. Другие выставляют заранее приготовленные угощения — в их создании принимает чуть ли не каждая женщина рода, така как пир должен быть богатым и щедрым.

Нарядная девушка выходит к гостям с танцем, чтобы продемонстрировать свою красоту и радость от грядущего события. Затем родственники сопровождают ее к месту проведения праздника и там уже родители благословляют молодоженов с иконой и хлебом. В пожелание сладкой и легкой совместной жизни к ногам льется вода и сыплются конфеты. В этот момент каждый гость может преподнести подарок новой семье.

Банкет проходит ярко, с песнями и плясками. В определенный момент пару провожают в опочивальню. Все, что будет происходить за дверью не считается таинством. Родственники ждут появления молодых и надеются на хороший исход действия, о чем засвидетельствует такой необычный обряд цыган, как «вынос чести».Третий день. На столе обязательно должен быть суп из баранины. Такой традиционный «гастрономический прием» приходится очень кстати, учитывая размах пиршеств предыдущих дней. Вино льется рекой, гости продолжают веселиться, а родственники уже жены преподносят ее приданое. Причем делается это не скромно, лично, а как раз на глазах у всех, во свидетельство того, что девушка пришла не с пустыми руками в дом своего мужа.

Возможно это и наталкивает на неуместные грустные мысли о разводе во время свадьбы, зато убережет невесту в будущем от того, чтобы не уйти ни с чем после неудавшегося брака. Изначально приданое преподносилось буквально — на обозрение были даны подушки, одеяла, кухонная утварь, наряды. Сегодня предпочитают показывать деньги, золото и другие украшения.

Бывают ли конфликты с соседями-белорусами?

– Точно могу сказать, что соседи никогда не скажут, что ромы плохие или нечто подобное, – это редчайшие случаи. На площадках ромские и неромские дети играют вместе, растут, потом становятся друзьями. Интересно, что со временем неромские дети даже начинают понимать наш язык.

Бывают, правда, случаи, когда родители не разрешают играть с ромскими детьми: вот совсем недавно в Гомеле узнал об одном таком. А буквально на днях одна пятиклассница мне сказала, что ее в школе обзывают, а мама ее добавила, что она в слезах домой приходила. Я посоветовал в случае чего о таких ситуациях сразу сообщать мне.

Но, опять же, у детей обычно нет тех стереотипов, что у взрослых, они более открытые, охотно принимают в свои игры. Поэтому такие ситуации – редкость.

Благословение иконой или хлебом

Большинство цыган христиане, а проживающие в России — православные. Учитывая, что официальная регистрация брака для них не является обязательной, венчание остается единственным свидетельством сочетания. Этот ритуал включает обязательно благословение от родителей, о чем и говорит преподношение символов веры — хлеба и иконы. Их, кстати, довольно много в доме ромов, при этом золото и пышное убранство изображений являются неотъемлемым атрибутом, так как все это очень импонирует самой народности.

Застолье

Сегодня для проведение торжеств зажиточные цыгане арендуют большие залы на 300-500 посадочных мест в гостиницах и ресторанах. Скромнее событие проходит у низшей прослойки общины, которые нередко по прежнему часто меняют место обитания. Здесь гости приглашаются в дом жениха или двор. В центре внимания — стол молодоженов и их свидетелей. Самые почетные места занимают родители, старшие родственники и уважаемые семьи. Для гостей всегда много развлечений — от приглашенных артистов до традиционного танцевального круга, в центре которого пляшут 2-3 девушки, к ним присоединяются парни.

Банкет не оставляет места голоду — все дни празднования столы ломятся. В изобилие сложные люда, предполагающие сразу несколько кулинарных процессов. Если торжество домашнее, все меню без исключения готовит женская половина семьи, включая невесту. В ресторанах также не обходятся без своих блюд.

В вопросе алкоголя никто не сдерживает себя, но и не напиваются до неадекватного поведения. Ведь, как говорилось ранее, в таком случае велик риск опозорить себя на весь род и испортить надолго репутацию.

Как выбирают пару

В цыганской среде браки создаются очень рано. Родители очень переживают, чтобы молодые не разгулялись и не «испортились».

У цыган не принято ходить на свидания, дискотеки, вечеринки. Часто знакомства будущих молодых происходит именно на других свадьбах.

На цыганских свадьбах есть традиция вызывать в круг танца молодежь для выступления. Танцуют по очереди, и каждый исполняет свой ритуальный танец в зависимости от темперамента. И именно таким образом, молодые присматриваются друг к другу.

Чаще всего родители заключают соглашение на брак, когда дети очень маленькие. Но бывают случаи, когда знакомятся по «случайной неслучайности». Например, узнают, что в другом городе есть невеста на выданье, едут в тот город, и остаются на ночлег. Вечером за столом беседуют, и если девушка подходит по всем показателям, ее сватают.

Цыганские танцы на свадьбах

В настоящее время эти обычаи немного смягчились, но роль родителей в выборе пары еще достаточно весомая, так как каждая семья предпочитает видеть своими будущими родственниками людей из порядочных и благородных семей.

Традиция «Вынос чести»

Еще не так давно в первую брачную ночь, которая, как мы помним, происходит во время банкета второго дня, в опочивальню с молодоженами входили две взрослые женщины, представительницы от каждой семьи. Сегодня они ждут за дверью, чтобы как можно раньше оповестить хорошую весть — о том, что невеста была целомудренна и брак действителен.

В противном случае все договоренности расторгаются на месте, а род девушки покрывается позором. Еще даже могут на время отлучить от сообщества, в знак чего остричь голову. Такие варианты крайне редки, потому как замуж стараются выдать совсем юных девиц.

Для свидетельства чистоты и непорочности женщины выносят из комнаты белую простынь с алыми пятнами. Некоторые цыгане покрывают ей головы молодоженов, другие усыпают лепестками красных роз, третьи поливают водкой. Теперь жена предстает в новом, уже красном наряде, и с покрытой платком головой — с ним она уже будет неразлучна.

Есть ли проблемы с оформлением личных документов?

– Был однажды случай: у 30-летней девушки, родившейся в Гомельской области, не было паспорта. Для его получения ей нужна была прописка здесь, но так получилось, что она часто переезжала из одного жилья в другое в поисках работы: семья бедная, четверо детей.

Вот мы и пытались с юристом разобраться во всех нюансах, ездили в местный отдел по гражданству и миграции, потом в Департамент по гражданству и миграции. Но вопрос в итоге решили: и ей документы оформили, и на детей сделали свидетельства о рождении.

Понимаете, что получается: люди не могут найти работу, потому что нет паспорта. Предлагают только «халтуру», за которую можно получить штраф, на который нет денег. То есть получается такой замкнутый круг.

Обряды цыганской свадьбы, или почему цыганская невеста плачет

Ключевой причиной печали становится традиция «перевоспитания» невестки, которая попадая в дом мужа становится прислугой для всех его жителей без исключения. Особенную изюминку вносят отношения со свекровью, которая все это время будет руководить каждым ее шагом, стараясь создать идеальную партию для своего сына. Также не стоит забывать о том, что некоторые браки заключаются без согласия главных героев праздника, а идти замуж за нелюбимого не каждая может. После того, как юная особа стала женой, ей запрещено возвращаться к привычной жизни и общаться с подругами. К тому же, меняется ее внешний вид — всегда в платке, длинном платье или юбке.

В самом же браке женщине отводится нелегкая участь. Правило быть молчаливой и соглашаться с любой волей мужа железно. При оставлении дома отца, финансовым обеспечением семьи занимается именно она. Категорически неприемлемы измены с ее стороны, тогда как сильному полу это дозволяется.

Новое в блогах

Cотни человек преследуются по национальному признаку по всей стране.

Председатель общественного объединения «Белорусская диаспора цыган» Олег Козловскийговорит, что устные приказы о задержаниях цыган последние 5-6 лет идут от руководства Министерства внутренних дел.

«Подняли все силы МВД»

Около 100 цыган задержали в Могилеве вечером 16 мая и продержали за решеткой до обеда 19 мая. Как они рассказали «Свабодзе», милиционеры требовали, чтобы сообщили, кто причастен к похищению милиционера Евгения Потаповича, о суициде которого сегодня заявил Следственный комитет

«Сказали, пока мы не найдем преступников, наши мужчины будут сидеть. Чтобы мы через свою цыганскую почту искали тех людей», — рассказывала жена одного задержанного жителя цыганского района Чапаевка 17 мая.

Однако задержания были не только в Могилеве. По словам Олега Козловского, к цыганам приходили милиционеры во всех регионах Беларуси.

«Они подняли все силы МВД, — сказал Козловский. — В Колодищах был автобус ОМОНа. Задерживают в Витебске, в Гомеле поголовно — по всей стране».

К самому главе диаспоры дважды приходили по поводу убийства Евгения Потаповича.

«Мы сами заинтересованы, чтобы убийц нашли. Но это не повод для задержания. Мы в первую очередь граждане Беларуси, и к нам должно быть отношение, как ко всем другим», — сказал Козловский.

«Все изменилось с приходом Шуневича»

Район Чапаевка, где цыгане живут в Могилеве

Козловский говорит, что подобные облавы на цыганские районы в Беларуси проходят регулярно. Минимум раз в год проходят массовые проверки во всех областях. Также к цыганам приходят после громких преступлений. Давление на представителей цыганской национальности, по его наблюдениям, усилилось последние 5-6 лет.

«Похоже на то, как было в Германии в 1930-е, когда было преследование евреев и цыган. Я руководитель цыганской диаспоры и говорю это на высоком уровне», — сказал Козловский.

Он полагает, что отношение милиции к цыганам изменилось после прихода нового руководства МВД.

«При прошлом министре внутренних дел такого не было, — утверждает он. — Было, но более мягко. Все изменилось с приходом министра Шуневича».

Председатель диаспоры говорит, что распоряжения о давлении на цыган устные.

«Оно прошло по МВД как устное. Граждан цыганской национальности задерживать, осматривать, обыскивать — все что угодно. Без всяких оснований. Что мне делать, если милиция не дает никаких бумаг?» — говорит Козловский.

«Участковые настраивают местных против цыган»

Олег Козловский рассказывает, что в последние годы цыган задерживают для проверок без каких-либо оснований.

«Задержание происходит без причины. Едешь на автотранспорте, приостанавливает тебя сотрудник ГАИ и задерживает сразу. Это беззаконие», — говорит он.

Также регулярно приходят домой. Чаще всего ищут наркотики или самогонные аппараты.

«Они думают, что все цыгане занимаются наркотиками. Да тот, кто занимался, давно сидит», — сказал Козловский.

По его словам, сегодня многие цыгане оказались за чертой бедности, так как их редко кто берет на работу. Многие из-за этого уезжают из Беларуси.

«Участковые настраивают местных против ромов. Говорят им: увидите цыган — звоните сразу. И так и есть. Как только заедет кто в деревню, сразу приезжает милиция и людей задерживают для проверки», — сказал Козловский.

Председатель диаспоры не знает, как можно изменить ситуацию. По его словам, уполномоченный по делам религий и национальностей Леонид Гуляко на все обращения просит показать задокументированные случаи.

«Теперь никто не реагирует на наши обращения: ни прокуратура, ни МВД. Как я понимаю, президент не в курсе этой ситуации», — сказал Козловский.

В пресс-службе управления внутренних дел Могилевского облисполкома Свободе отказались комментировать ситуацию.

«Если такая информация будет, она будет официально размещена», — сказал Дмитрий Игнатович из группы информации и общественных связей.

В пресс-службе милиции Витебской области сказали, что информация о задержании цыган на Витебщине не соответствует действительности.

С пресс-службой центрального аппарата МВД пока связаться не удалось.

«Омоновцы в масках сильно били»

Накануне в Могилеве вышли на свободу задержанные вечером 16 мая представители цыганского меньшинства. По словам освобожденных, им инкриминировали мелкое хулиганство, но поводом для задержания стало расследование дела о похищении и убийстве сотрудника могилевского ГАИ Евгения Потаповича. Каждый задержанный был допрошен по этому делу.

Точное количество цыган, которые трое суток пробыли в местном изоляторе, остается неизвестным. Те, кто освободился, считают, что через изолятор могли пройти не менее 100 человек.

Сын барона: В изоляторе обходились терпимо. В милиции и при задержании избивали

В изоляторе содержались только цыгане-мужчины, но 16 мая вместе с ними задерживали и женщин. Их освободили в 5 часов утра 17 мая. В неволе они пробыли около семи часов.

Все задержанные — жители могилевских поселков Чапаевка и Гребенева, в которых компактно проживают цыгане.

Как передает Свабода, 19 мая женщины встречали своих мужчин со слезами. Говорить с журналистами осмеливались немногие. Те, кто отказывался, считали, что интервью станет поводом для повторного задержания. Всем, кто вышел на свободу, инкриминировалось мелкое хулиганство: «Справляли нужду в неположенном месте».

Будут ли их за это «правонарушение» судить, неизвестно. Копии протокола на руки никому не дали.

«В изоляторе с нами обходились терпимо, а вот, когда заскочили в мой дом омоновцы в масках, то сильно били. Били прикладом автомата, руки вывернули. Избивали моих сыновей», — вспоминает события вечера 16 мая житель Чапаевки Роман. Он сын местного барона.

Собеседник говорит, что перед вторжением омоновцев к нему приезжали сотрудники ГАИ и милиционеры из наркоконтроля. Их интересовало, видел ли он на Чапаевке черную машину. После задержания омоновцами цыган отвезли в Ленинский отдел милиции, где допрашивали. Держали в спортивном зале.

«Это геноцид»

Двое Романовых сыновей, Иван и Роман, также содержались в изоляторе. Старший сын Роман говорит, что его били на допросе. Добивались, чтобы себя оговорил. По словам парня, следователи сначала спросили у него, почему он задержан, когда ответил, что не знает, заявили: «Убит людьми вашей национальности сотрудник ГАИ, и подозрение — на вас».

В изоляторе парню вызвали скорую помощь, так как подскочило давление. Дали пилюлю и перевели в одиночную камеру. Теперь его отец собирается вести сына снимать побои. А также выяснять, кто украл у него в милиции телефон.

«Я понимаю, если человек совершил какое-то преступление, то с ним обходятся жестоко, а что мы сделали? Это же геноцид», — говорит Роман-старший.

По его подсчетам, из Чапаевки цыган задержали около 40 человек. Вместе с Гребеневскими количество достигает 100. У всех задержанных следователи пересмотрели содержимое телефонов. Каждый прошел личный осмотр с раздеванием до наготы. Выпустили из изолятора неожиданно. Задержанным сказали: «С вещами на выход».

Гребеневский цыган: Меня не решились бить, потому что я инвалид I группы

Гребеневские цыгане также на свободе. Здешнему жителю Петру Леонидовичу «повезло» не попал в изолятор. Он инвалид I группы, и в Октябрьском отделении милиции с ним обходились не так жестко, как с другими. В неволе он пробыл семь часов. По его словам, сотрудники милиции «окружили поселок в 23 часа 16 мая и начали всех хватать». Под облаву попали женщины, мужчины, инвалиды, дети.

«Меня хотели бить, но жена успела сказать, что я инвалид. Тогда мне приказали идти в машину. В ней тоже собирались бить, но не решились», — вспоминает собеседник.

По его словам, с другими цыганами не церемонились. Тех, кто находился в домах, омоновцы клали на пол вместе с несовершеннолетними. Он утверждает, что на внучку его сестры милиционер наступил. Его правнучка сейчас сразу прячется, когда стучат в двери. Задержали сына, он трое суток отсидел в изоляторе.

«Разве издеваются так с национального меньшинства в европейской стране?»

По словам собеседника, свозили задержанных Гребеневских цыган в актовый зал Октябрьского отдела милиции Могилева. Когда его привезли, там уже находилось под 50 задержанных.

Петру Леонидовичу удалось убедить следователей, чтобы они разрешили жене передать ему инсулин, так как болеет сахарным диабетом.

Он утверждает, что в райотделе заключенным заявили, что «цыган обвиняют в убийстве сотрудника ГАИ». Забрав у всех телефоны, начали допрашивать. Собеседник говорит, что не видел, чтобы кого-то били, но протестов заключенных следователи не воспринимали.

«В милиции говорили, что сейчас цыганам жизни в Беларуси не будет», — настаивает он.

Пережитую ситуацию сравнивает с тем, что видел в фильмах о войне. Петр Леонидович убежден: безосновательные обвинения цыган в убийстве милиционера ведут к межнациональному напряжению.

«Сейчас страшно за детей. Власть не должна была так поступать, поскольку должна предвидеть последствия. Теперь мы враги. Будет еще больше неприязни. Разве издеваются надо меньшинствами так в европейском государстве?», — подытоживает он.

Правозащитник: Так можно спровоцировать и цыганские погромы

Почему правоохранительные органы устроили облаву на представителей именно этой национальности? И насколько такие действия соответствует нормам права и морали? Прокомментировал ситуацию «Завтра твоей страны» заместитель председателя Правозащитного Валентин Стефанович.

– По информации, которая появилась в СМИ, убитый милиционер якобы написал сообщение в Viber о черной «Волге» с тонированными стеклами и трех цыганах в машине, – напоминает юрист. – Непонятно, почему органы следствия решили, что это относится именно к тем, кто совершил преступление.

Как считает правозащитник, сотрудник ГАИ мог написать такое сообщение по каким-то другим причинам, которые не имеют отношения к убийству (если поверить в версию суицида, то так оно и было — прим.)

Тем не менее у правоохранителей возникла первая версия, что убийцы по национальности рома.

– Самым простым решением для них было приехать в поселки, где компактно проживают представители этой национальности, и задерживать всех подряд: женщин, мужчин, подростков, стариков. Мы знаем, что мужчины до сих пор находятся в изоляции (по состоянию на утро 20 мая уже все были отпущены — прим.), – отмечает Валентин Стефанович.

Юрист подчеркивает, что Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) дает четкий перечень оснований для задержания в подобных случаях: если свидетели прямо укажут на лицо, причастное к преступлению, если на одежде, в жилище или где-то еще будут найдены следы преступления, если человек попытался скрыться от следствия или органов милиции и так далее.

А в данном случае, как подчеркивает правозащитник, десятки человек отправили за решетку только потому, что они принадлежат к национальности рома.

Кроме того, позже стало известно, что все эти лица задержаны якобы по подозрению в совершении мелкого хулиганства. На них составили протоколы, что дает правоохранительным органам право держать граждан под стражей трое суток до суда.

– Как вы считаете, массовые задержание производились именно потому, что под подозрение попали рома?

– Люди этой национальности постоянно являются объектами повышенного внимания со стороны правоохранительных органов. Вообще, профилирование по национальному признаку, к сожалению, у нас нередко. У этих людей беспричинно снимают отпечатки пальцев, останавливают их транспортные средства для проверки на предмет угона.

В сводках постоянно указывается только эта национальность, никогда там не указывается, что преступление совершил русский, белорус или кто-то еще. Такие факты указывают на предвзятое отношение к представителям рома.

И сейчас имеет место массовое нарушение прав, между прочим, граждан Беларуси. Меня удивляет отсутствие реакции прокуратуры – надзорного органа, в том числе, и за действиями органов дознания. Почему прокурор Могилевской области не проведет проверку законности содержания этих граждан под стражей и не примет соответствующие меры реагирования?

– Насколько вообще допустимо указывать национальность подозреваемых в совершении правонарушений или преступлений?

– Это может быть допустимо в качестве описания внешности преступника.Просто в нашем обществе, где достаточно негативное отношение к представителям национальности рома и в отношении них довольно высокий уровень ксенофобии, это очень опасно. Так можно спровоцировать и цыганские погромы. Особенно, когда сами правоохранители устраивают массовое задержание только лишь по национальному признаку.

Антон Трофимович

– Могут ли негативно отразиться на имидже Беларуси массовые задержания цыган?

– Конечно, это не прибавит позитива в отношении к Беларуси. Насколько мне известно, наши коллеги уже сообщили спецдокладчику по расовой дискриминации ООН о происходящих событиях. Мы в своих докладах и ранее отмечали факты предвзятого отношения правоохранителей к представителям этой национальности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]