Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?«. Данная технология продиктована потребностью современного российского общества в воспитании подрастающего поколения в духе миролюбия, толерантности, уважения к основным жизненным ценностям других народов, взаимопонимания, солидарности.


Практика показывает, что у воспитанников нашего центра недостаточно развиты коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми, такие качества как уважение, сопереживание, поддержка, миролюбие, толерантность. Именно поэтому, данный проект я реализую в воспитательной работе с воспитанниками дневного отделения, в основе которой лежит использование сказочных историй и творческих заданий, позволяющих детям успешно усваивать такие непростые понятия, как толерантность, уважение, равенство, миролюбие.

Опираясь на концепции С.Л.Рубинштейна, о влиянии игры для развития Я — концепции и идентичности ребенка, дети проживая разные роли в процессе игры, не просто переносятся в другую личность, но и значительно обогащают и углубляют свой собственный мир.Игра, словно наводя мосты между детством и взрослостью, предлагает «иде­альную форму», задающую образец-эталон будущей взрослости в доступ­ной для ребенка форме. Все эти перечисленные методы объединяет то, что во главе угла оказывается мотивационно — ценностный, смысловой компонент толерантности и гражданской идентичности.

В данной педагогической технологии основной формой работы с воспитанниками дневного отделения является знаком­ство со сказочными историями, выполнение творческих заданий к каждой истории, основанных на различных видах детской продуктивной деятель­ности.


Сказочные истории соответствуют младшему и старшему школьному возрасту и оказывают глубокое влияние на развитие психических процессов и детской личности в целом. Слушание сказочных истории наряду с выполнением творческих заданий формирует у наших воспитанников умения мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.


Книга педагогической технологии воспитания Алиева Э.Ф. и Радионова О.Р. включает 13 сказочных историй, которые расположены в таком порядке, что позволяют воспитателю сочетать работу по ним с традиционными «сезонными» мероприятиями, проводимыми в нашем центре: праздниками, спортивными соревнованиями, творчески­ми конкурсами и др.

Работу с детьми я начинаю с сообщения темы встречи и проведения свободной беседы, чтобы у каждого воспитанника уже с первых минут общения сформирова­лось некоторое эмоциональное отношение к материалу, то есть прои­зошло внутреннее приятие или неприятие того, что ожидает его на встрече. Перед каждой встречей мной организовывается небольшая выставка детских индивидуальных и коллективных работ. На следующий этапе, который называется «Шаг назад», мы возвращаемся к пред­ыдущему материалу, с тех моментов, которые вызвали сложности или отрицательные эмоции у детей. Дальше мы учимся работать с фотословарем. Он становится своеобразным символом эмоции или состоя­ния, которое будет отражено в тексте сказочной истории. Эти истории в увлека­тельной форме рассказывают ребятам о том, как основные персонажи, карапушки, учились понимать друг друга, принимать поступки и мнения не похожих на них героев. Детям очень правятся эти истории и они с нетерпение ждут новой встречи.


На страницах технологии нет единого образа главных героев — карапушек. Это поз­воляет нашим воспитанникам примерить на себя «пиджачок» своего карапушки, близкого ему по характеру, темпераменту, манере поведения. Поэтому каждый карапушка уника­лен, как уникальны наши воспитанники. Все сюжеты сказочных историй по своему содержанию очень близки к тем ситуациям, в которые нередко попадают ребята. Погружаясь в образы сказочных геро­ев и их друзей, наши воспитанники учатся сопереживать, совместно с учителем искать выход из сложных ситуаций через творчество — все это способствует формированию установок позитивного общения детей со сверстниками и взрослыми.


При кажущейся легкости данного проекта, этот процесс достаточно сложен, поскольку перед воспитателем стоит особая задача — не только прочитать де­тям сказочную историю, а вызвать яркий эмоциональный отклик, помочь каждому ребенку раскрыть и понять смысл поступков героев, «рассмотреть» в карапушках самих себя. В этом и заключается терапевтический эффект сказочных историй: ситуации максималь­но приближены к детской реальности, а сказочность позволяет мягко, без нажима, обогащать поведенческий опыт детей в отношениях со сверстниками и взрослыми.


Сейчас нами уже пройдены 7 сказочных историй и дети с пониманием относились к каждой из них. Например: в нашей первой истории о том, как карапушка Клякса собирал грибы ребята узнали секрет белого гриба, а самое важное научились не обижать малышей и учитывает интересы других людей. В следующей истории о том, как карапушки ходили в поход, ребята усвоили такие понятия как, поддержка, сопереживание, доброжелательность ,помощь друг другу.


Хочется отметить, что это потребует от воспитателя творческого подхода к предлагаемому материалу и неравнодуш­ного отношения к происходящему. Ведь для достижения наибольшего воспитательно­го эффекта практически все педагогические средства хороши!


К моменту завершения истории, как показывает практика, не у всех участников будут преобладать позитивные эмоции. В таком случае негативные ощущения и причины их возникновения я обсуждаю индивидуально с теми воспитанниками, которые в этом нуждаются.


Творческое задание, которое помогает детям усвоить пройденный материал, выполняется с виде МИНИ-проектов и МЕГА-проектов.


Результатами проекта — являются объекты детской продуктивной деятельности: рисунки, поделки, постройки, работы, выполненные из различных материалов и в разной технике, тексты и мелодии песенок.


На данном этапе нашими воспитанниками уже реализованы Мини-проекты под рубриками «Юные таланты», «Юные художники», «Юные скульпторы», «Юные музыканты и поэты», «Юные кулинары ». Дети смогли раскрыть в себе разнообразные творческие способности, выполняя эти работы. Окончательным итогом творческой деятельности наших детей по педагогической технологии воспитания, мы планируем создать уникальный Мега-проект — книгу под названием " Новая история карапушек«, в которой будут собраны материалы всех Мини-проектов наших воспитанников .


«Ура, мы вместе!» — это девиз окончания всего проекта. «Мы вместе» — очень важные слова, которые открывают воспитаннику дверь в область новых знаний, умений и увлечений. Завтра он будет делать сам то, что сегодня он сделал вместе с другими. И, конечно же, — это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее" .


ГКУ СОМО ЕСРЦН " Наш дом"

Воспитатель дневного отделения
Громова Ю.