Гуслицы ... загадочная, самобытная область. Границы её зыбки и неопределённы, история полна полуфантастических легенд и тайны свои не спешит раскрывать.

Одним из промыслов, существовавших на территории Подмосковья, была так называемая \"гуслицкая\" роспись, которой оформлялись исключительно старообрядческие рукописные певческие книги. Более нигде эта роспись не использовалась. Сейчас этот край, за исключением нескольких населенных пунктов, находится в южной части Орехово-Зуевского района Московской области. Гуслицкая роспись восходит к XVII столетию, но фактически происхождение ее до сих пор не выяснено. Есть мнение, что гуслицкая роспись имеет общие черты со знаменитой Гжелью. Просуществовала роспись до рубежа XIX–XX веков, когда книжное дело в Гуслицах было окончательно разгромлено типографиями, наводнившими рынок своей продукцией.
В конце XX века в ряде мест востока Подмосковья, как в Гуслицах (село Ильинский Погост), так и в соседних регионах (город Егорьевск), появились попытки возрождения гуслицкой росписи.


Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают и воспитанников реабилитационного центра «Наш дом», вызывает у них желание воспроизвести увиденное.


Оно воспитывает в наших воспитанников лучшие черты народного характера — смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм. Гуслицкий стиль книжного орнамента можно отнести к декоративному народному искусству. Образцы росписи, которые видят воспитанники, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им понять и любить прекрасное, приучают к труду по законам красоты. Свой проект «Гуслица» я начала реализовывать с воспитанницей дневного отделения Аникушиной Кристиной, которая, увидев мои образцы росписи, сразу заинтересовалась этим видом искусства. Что же особенного в нашей гуслицкой росписи? Это, прежде всего яркие сияющие краски: синий, голубой, розовый, бирюзовый, в сочетании с обильным золочением.


Задачами данного проекта считаю,развитие интереса воспитанников к истории и культуре родного края, воспитание гордости за своих талантливых предков ,а также развитие творческого потенциала и творческих способностей. Знакомство с гуслицкой росписью идет поэтапно. Воспитанник постепенно осваивают технологию рисунка, двигаясь от простых элементов к созданию сложных композиций. Сначала знакомится с новым видом орнамента — гуслицкой росписью книг, с особенностями гуслицкого узора и цветосочетание. Далее продолжаем осваивать цветную штриховку. Итогом нашего проекта стала роспись разделочной доски и тарелочки .


В своей работе считаю, что рисование ценно тем, что дает возможность нашим воспитанникам полнее выразить себя невербально. Кроме того, рисование позволяет детям отреагировать свои эмоции, выплеснуть агрессию на бумагу, дать волю своей фантазии. Как считает А. И. Захаров, рисование — это не только невербальный способ коммуникации, но и средство развития ребенка, поскольку помогает ему разобраться в своих переживаниях и чувствах.


Наш край в национальной культуре страны занимает особое место. Оно соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные традиции.


Таким образом, наша гуслицкая роспись — это живая нить, уводящая нас в глубину веков. Изучение сюжетов, мотивов, приемов росписи — весьма увлекательное и захватывающее занятие, которое позволяет детям прикоснуться к живой истории Отечества, вклад в культуру и искусство которого, бесспорно, внесла и наша Гуслица.

Воспитатель Громова Юлия Константиновна