Известно, что каждая личность развивается только в процессе деятельности. «Сущность социума — делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения».
Следовательно, формирование личности может осуществляться только в процессе социальной деятельности.
В СРЦН «Наш дом» для успешной адаптации воспитанников в современном обществе, большое значение уделяется социально-культурной деятельности, проведению культурно-досуговых мероприятий. Именно они составляют комплекс мер по созданию условий для творческой, интеллектуальной и культурной самореализации личности. При организации социально-культурных мероприятий специалисты Центра ориентируются на решение таких задач, как коррекция эмоциональной сферы, девиантного поведения, социальная адаптация и реабилитация.

В Центре социально-культурная деятельность реализуется посредством организации культурно-досуговой деятельности. Приоритетным направлением в работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, является создание условий для рационального, интересного и полезного использования свободного времени, удовлетворение их духовных и досуговых потребностей.

У детей из семей социального риска удовлетворение культурных потребностей находится на низком уровне. В связи с этим проводится работа, направленная на выявление интересов, склонностей, раскрытие способностей, с последующей разработкой культурно-досуговых программ. Педагогом-организатором Сорокиной И.В. разработана программа культурно-досуговой реабилитации «Мы вместе». Воспитатели и специалисты в течении года организуют праздничные, спортивные мероприятия ко всем знаменательным событиям календаря. Творчески подходят к разработке сценария, совместно с воспитанниками красочно оформляют помещение, изготавливают различные атрибуты к праздникам.
 
Очень важно воспитать у детей зрительскую культуру — умение спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников. Лучший способ здесь — организовать дело так, чтобы воспитанники периодически выступали то в роли артистов, то в роли зрителей. Включение воспитанников в различные виды культурно-досуговой деятельности позволят не только приобщить их к культуре, ввести в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, но и снизить влияние стихийных факторов, обеспечить культурно-формирующие условия его развития способствовать дальнейшей успешной социальной адаптации. Культурно-досуговая деятельность играет важнейшую роль в профилактике дезадаптивного поведения среди подростков, направлена на выявление и устранение причин и условий, формирующих мотивацию отклоняющегося поведения и на обеспечение устойчивого правомерного поведения.

В рамках свободного времени наши воспитанники добровольно выбирают те виды социально-культурной деятельности, которые для них наиболее значимы и привлекательны. Задача специалистов учреждения состоит в том, чтобы содержательное заполнение свободного времени имело социальнозначимый характер, способствовало достижению жизненных успехов личности. Для наших воспитанников функционируют различные кружки и студии декоративно-прикладного искусства. Просветительные формы включают в себя тематические беседы, экскурсии. Так, например, в процессе участия в музыкально-литературной гостиной подросток познает не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения. Познавательно-развлекательная форма досуговой деятельности имеет большое значение. С помощью игры специалисты развивают у детей навыки эмоциональных и коммуникативных связей, способствуют эмоциональному раскрепощению, создают ситуацию потребности в активизированном общении через предлагаемый спектр игровых ролей.
 
В процессе игровой деятельности воспитанники стараются понять смысл народных обрядов и традиций, расширяют эрудицию.
При организации различных досуговых программ для воспитанников необходимо чередовать занятия и свободное время, соблюдать временные, энергетические и другие лимиты, обдумывая определенный набор переключений с одного занятия на другое. Нарушение меры в любом виде деятельности (игры, праздники и т.д.) превращает ее в утомительную, а значит и неугодную для отдыха.
 
Следовательно: много хорошего — тоже плохо, ведь не всегда чем ярче, тем лучше.
Вовлечение воспитанников в социально-культурную деятельность позволяет не только сформировать необходимые жизненные навыки и умения, но и развивать их как личность, помочь раскрыть творческие способности и стимулировать творческую активность, воспитать уважение, доброжелательность, гуманизм, поддерживать социальные ценности, дать возможность развивать коммуникативные качества.
 
Заместитель директора
Захарова Татьяна